Рождество Христово
Неизменный смысл события
Ход исторического времени, смена событий и обстоятельств, перемены в самих людях изменяют только обстоятельства восприятия события, сущность которого остается неизменной в веках. Сын Божий родился как человек, воплотив в себе божественное и человеческое. И смысл и значение этого рождения предопределены Богом.
Святой Иоанн в своем Евангелии называет Сына Божия «Словом». Архиепископ Аверкий (Таушев) напоминает слова блж. Феофилакта о том, что св. Иоанн называет Сына Божия «Словом», а не «Сыном» «дабы мы, услышав о Сыне, не помыслили о страстном и плотском рождении. Для того назвал Его «Словом», чтобы ты знал, что как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно» [1, с.51]. Говоря об Иисусе Христе, Сыне Божием, свт. Иоанн в Евангелии пишет: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4). Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: « “В Нем была жизнь” – здесь разумеется не «жизнь» в обычном смысле слова, но жизнь духовная, побуждающая разумные существа устремляться к Виновнику их бытия – Богу. Эта духовная жизнь дается только путем общения, единения с Ипостасным Словом Божиим. Слово, следовательно, источник подлинной духовной жизни для разумной твари. «И жизнь была свет человеков» - эта духовная жизнь, происходящая от Слова Божия, просвещает человека полным, совершенным ведением» [Там же].
Слова Иисуса Христа, Сына Божиего и евангелистов в Священном Писании открываются в истинном духовном смысле, когда воспринимаются без какой-либо предвзятости, независимо от собственных представлений и убеждений, а только с желанием узнать и понять нечто новое.
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). В физическом мире свет может смешиваться с тьмой и давать различный по степени полумрак, полутьму. В духовном мире они не соединимы.
« “И свет во тьме светит” – Слово, подающее людям свет истинного ведения, не перестает руководить людьми и среди тьмы греховной, но тьма эта не восприняла свет: люди, упорствующую во грехе, предпочли оставаться во тьме духовного ослепления – “тьма не объяла его“» [Там же]. Мир, отказавшийся от Бога, живущий телесными потребностями и инстинктами, отвергающий Божественный Свет – это мир во тьме. Переход из мира тьмы в мир Света одновременно и труден и легок, и зависит от желания человека, его волеизъявления, воплощенного в действиях.
Рецепция события
Каждому событию в истории человечества предназначено свое время. Оно должно произойти тогда, когда люди будут в состоянии понять его и принять в виде переосмысления своей жизни, своих дел, изменения чего-либо в себе и внешнем мире. История показывает, что людям необходимо достичь в своем развитии состояния (духовного, интеллектуального) чтобы воспринять какие-то идеи, понять смысл и закономерности событий, использовать во благо понятое и пережитое. Должен быть необходимый уровень рецепции. В богословии понятие рецепция (от лат. receptio – принятие) обозначает «восприятие и преобразование одних процессов в другие с целью их согласования с чем-либо иным» [2].
В человеческом рождении Сына Божиего все имеет свой смысл: время, место, люди, которые были рядом, люди, которые пришли поклониться Ему.
Богословы говорят о пещере для овец как о месте, которое символизирует будущее принижение Его людьми. Образ ягненка в Священном Писании дается как образ того, кого приносят в жертву Богу. И ясли, в которые положила Пресвятая Дева Мария своего Сына – это символ отдания Его на жертву, Его предназначение в мире, данное Ему Богом-Отцом. Овцы, ягнята в пещере и овцы, которых пасли пастухи, получившие от ангелов весть о его рождении – люди, живущие на Земле. Люди живут не сами по себе, а направляемые Богом, «пасомые» Им. Без Него они как овцы разбредаются в разные стороны и, не имеющие возможности защититься от своих врагов земного мира, погибают. Пастухи символизируют тех учеников Иисуса Христа, Сына Божиего, которые будут впоследствии продолжать Его дело, проповедовать Его учение.
Время рождения Сына Божиего наступило, когда люди достигли того состояния, когда могли принять Его Слово, воспринять должным образом Его дела. Это время было предсказано древними ветхозаветными пророками, но точно не указано. Его прихода ждали, но никто не знал точно, когда придет в мир Сын Божий.
Человечество снова и снова, каждый год в своей истории переживает это событие, чувствует разливающуюся в мире божественную благодать, снова осмысливает рождение Иисуса Христа Сына Божиего.
________________________________
- Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014.
- Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви