О свойствах любви
Любовь – это и чувство, и отношение, и действие человека. Любовь составляет основу жизни и без нее ничего не может существовать.
Слова святого апостола Павла о любви, написанные им в Первом послании коринфянам, стали высшей по своей лаконичности и глубине формой отражения сути Любви.
Любви, к которой стремятся, о которой спорят, говорят и пишут многие поколения людей разных эпох и культур.
Священник, психолог, ректор Института христианской психологии Андрей Лоргус, высказал свои мысли о тех свойствах любви, которые называет святой апостол Павел. Священные тексты содержат истины, которые люди стремятся понять, размышляют над ними, пытаясь в соответствии с этим разобраться и что-то изменить в своей жизни, понять себя и свою жизнь.
Любовь долготерпит
Терпение – такое трудное для современного человека, живущего в условиях противоречий толерантности и самоутверждения, свойство. И в то же время терпение – это основа милосердия и любой жертвенности человека ради другого. А. Лоргус пишет: «Долготерпит – значит, умеет ждать покаяния и исцеления» [1, с. 230].
Любовь милосердствует
«Милует, сострадает, сочувствует, сожалеет, открывается беде, не осуждает, не обвиняет. Милосердие исходит из самой сути любви – «любви к другому как к самому себе» (Мк. 12:31). В другом месте (Еф. 5:28 - 29) апостол Павел замечает: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». Любовь к жене, другой личности, апостол рассматривает как любовь к себе, не разделяя «я» и «ты». При этом подчеркивает, что это подобно отношению к плоти своей, то есть своему телу и его жизни, что любовь своей внутренней силой преодолевает межиндивидуальную пропасть. Таково милосердие, свойственное любящему человеку, он как бы включает любимую (любимого) в «свое тело». Так и милосердие к ближним основано на любви, подобно отношению к своему телу. Ближний включен в сферу моего бытия, моего космоса, потому он и «ближний»...» [1, с. 230].
Две тысячи лет отделяют жизнь апостола Павла от жизни современного человека, но каждый из живущих хочет, чтобы его любили, сострадая, сочувствуя, не осуждая, проявляя сердечность и милуя.
Любовь не завидует
Зависть – это желание себе того, что есть у другого. Любовь – это полнота, избыток, насыщение чувствами и что-то дополнительное уже не нужно.
А. Лоргус пишет об этом: «Как правило, в любви человек испытывает такое насыщение чувствами, что он не может сдерживать себя, чтобы не поделиться с любимым, ему хочется говорить о своих чувствах, ласкать, заботиться и прочее... Любовь стремится себя выразить. Это происходит от полноты и избытка. И зависти здесь нет места, потому что от полноты не возникает потребности желать большего и сравнивать себя с другими. Нет сравнений – нет и зависти! Любовь наполняет до краев, не оставляя места для чего-то еще» [1, с. 231].
Любовь не превозносится
Любимый человек всегда вызывает восхищение, воспринимается превосходящим в своих качествах не только других, но и самого любящего. Поэтому какое-либо превосходство над любимым человеком просто невозможно.
А. Лоргус отмечает: «Любовь – сила соединения с другим, которая мысленно и чувственно «переносит» личность к другой личности, подчас забывая себя. Любовь возвышает в глазах любящего другого, не унижая при этом себя, и счастлива этим. Здесь возвышение любимого – не плод соревнования (кто кого больше, умнее, образованнее, правее), а радость за него, желание ему большего. ...Когда пара связана глубокой любовью, духа соревновательности нет. ...Близость дороже самоутверждения. Собственное возвышение над другим разрушает любовь» [1, с. 231 - 232].
Любовь не гордится
Гордость – результат соперничества с другими, самоутверждения себя как лучшего. Гордиться собой или своим любимым – это соперничество и стремление к превосходству, которое разъединяет людей, разрушает их отношения, их жизнь. Поэтому и несовместима гордость с любовью.
А. Лоргус поясняет: «Гордость возникает от многолетних и страстных усилий самоутверждения за счет отказа от со-бытия, она создает иллюзию защищенности и самодостаточности, видя в другом опасного врага, который может разрушить уединенный мир. Любящий же смиренно знает свою меру и свою потребность в другом, свою включенность в со-бытие. А потому любовь не строит крепостных стен между собой и другими, она не может быть изолированной» [1, 232].
Любовь не бесчинствует
Бес-чинство как действия, которые совершаются, независимо от того, кто и при каких обстоятельствах становится объектом этих действий, несовместимо с любовью, которая есть забота и милосердие.
А. Лоргус пишет: «Любящий не только ласков с любимой, но и предупредителен, заботлив, внимателен. И до тех пор, пока любовь властвует в отношениях, любящий избегает упреков, претензий, ссор, скандалов. Когда любви не хватает, возникает напряжение и агрессия, которая только и ждет повода для нападения. Любовь примиряет людей, исключает агрессию и насилие» [1, с. 232].
Любовь не ищет своего
В современном обществе как само собой разумеющееся признают правильность и желанность «найти свою половинку», «своего любимого/любимую». Люди прилагают для этого массу усилий. Но в этом желании найти «свою половинку» как раз и содержится желание определенной выгоды для себя. Люди говорят о желании любви, а в действительности ищут для себя выгоду, в том числе в виде получения любви от кого-то без отдачи своей любви.
А. Лоргус: «”Искать своего” - значит искать свою выгоду, думать только о себе. Любовь сверхбогата, она изобилует дарами, а потому не ищет еще чего-то “своего”, но готова щедро делиться с любимым и со всем миром! Именно в силу своей полноты любовь жертвенна. Если человек пуст, делиться ему нечем...» [1, с. 232].
Любовь не раздражается
Как знакомо это чувство раздражения современным людям! Оно стало практическим признанным атрибутом современной жизни с ее темпом, нагрузками, «стрессами» и прочим. И перестали думать, помнить о том, что ничто любимое не раздражает, не вызывает отторжения! Все, кого и что человек любит всегда желанно.
А. Лоргус поясняет: «Раздражение – признак накапливающегося напряжения, прежде всего – эмоционального. Раздражение появляется, когда чувство любви не соответствует, не резонирует с деятельностью любви (уважение, внимание, забота, познание, ответственность). Тогда любовь не реализуется, а остается «томлением духа». ...Исполненная любовь умиротворенна» [1, с. 232 - 233].
Любовь не мыслит зла
Любовь по своей сути не может содержать зло как собственную противоположность. Любовь нацелена на благо всему любимому, зло – на причинение вреда. Любая мысль, в которой содержится желание зла «любимому» говорит об отсутствии любви к нему.
А. Лоргус связывает желание зла с осуждением: «”Мыслит зло” тот, у кого осуждение отравляет ростки любви, кто находится во власти страха, малодушия, зависти, стыда и обиды. Любовь великодушна, она не знает этих чувств. Она не «мыслит» завистливым осуждением, обидчивым злопамятством. Любящий всегда может «мыслить» добром: в его сердце есть силы, время, подходящие слова, нежность и благожелание. В любви есть близость, а близость дает сопричастность с тем, что происходит с любимым. И если себе зла не желаешь, то и тому, кого любишь как себя, не помыслишь зла» [1, с. 233].
Любовь не радуется неправде
Ложь в любой форме разрушительна. Недоверие, отторжение, разрыв – стадии разрушительного процесса в отношениях и жизни людей. Любовь по сути своей направлена на созидание.
А. Лоргус отмечает взаимосвязь всех форм лжи со страхом: «Ложь, обман, интрига, клевета играют, увы, большую роль в нашей жизни. Эти страсти, питаемые страхом, нередко разгораются в неукрепившейся любви, но любовь изгоняет страх. ...Любовь требует близости и доверия, открытости и искренности, а потому не верит в обман, надеясь на лучшее, даже если имеет опыт встречи с вероломством» [1, с. 233 - 234].
Любовь все покрывает
Люди часто используют слова «покрывает» и «скрывает» как синонимы. Но любовь именно покрывает силой своей благодати, изменяя состояние любимого к лучшему.
А. Лоргус поясняет: «Покрыть – значит с щедростью лекаря исцелить рану, наркормить голодного, согреть замерзающего. Покрыть любовью – значит восполнить недостачу, дефицит милосердия, благочестия, праведности, правды и добра. И делает это любовь...от избытка милосердия, от щедрости. Там, где добро убывает, где царствует грех, там любовь может восполнить недостающее» [1, с. 235].
Любовь всему верит
Вера не требует доказательств. Желание доказательств – это сомнение. Любовь не совместима с сомнением, которое умаляет ее, разрушает.
Любовь всего надеется
Надежда в любви – это ожидание и подготовка к тому хорошему, которое должно произойти с любимым, вотношениях, в жизни.
А. Лоргус сравнивает надежду любви с женой, готовящейся к приезду мужа: «Так, жена, после долгой отлучки мужа, узнав, что уже близко он, скоро приедет, готовится принять его в дом. Она не просто предполагает возможное, не просто ждет, но уже готовится» [1, 236].
Так верующие молятся о своих любимых в надежде на перемены к лучшему в их жизни.
Любовь все переносит
Сколько трудностей, страданий, испытаний выпадает в жизни любящих людей! Любые трудности, беды и несчастья – это тот «груз» который человек должен перенести в новый период своей жизни. Тяжесть этого «груза» такая, что перенести его можно только имея силу любви. Любые беды становятся испытанием силы любви, наличия в ней всех тех качеств, о которых говорит апостол Павел.
Любовь никогда не перестает
«Два одинаково ценных для нас смысла можем мы усмотреть в этих словах апостола Павла: с точки зрения времени и с точки зрения деятельности. Первый смысл в том, что любовь - та самая добродетель, которая сохранится не только на земле, но и за гробом, в жизни небесной. Для любящих это великое счастье – знать и верить, что их любовь имеет непреходящий смысл; что любовь – не «гормоны», не плоть, но дух; что любовь имеет высшую ценность, и любящий прикасается вечности. Владыка Сурожский Антоний любил приводить слова одного французского писателя: «Сказать человеку: «Я тебя люблю» - то же самое, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь...». Второй смысл – в непрекращающемся действии любви. Она всегда творит, действует неусыпно, непрестанно и не устает. Любовь продолжает действовать и тогда, когда сил нет, и кажется, что выхода не видно. Но выход находится, потому что в действенной любви более всего проявляется подобие человека Творцу, и Господь не оставляет любящих» [1, с. 237].
_______________________________
1. Лоргус А., прот., Красникова О. Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье. – М.: Никея, 2016.