Индивидуальные модели семьи и семейные кризисы
В психологии семьи выделяют достаточно много видов семейных кризисов. Виды кризисов выделяются по различным критериям, и в связи с этим их оказывается так много, что создается впечатление, что вся семейная жизнь является преодолением разнообразных кризисов. В значительной степени это так и есть.
Кризисы в жизни семьи возникают в связи с самыми разными событиями, обстоятельствами, изменением структуры семьи и изменениями личности членов семьи. Они становятся испытанием для каждого члена семьи и всей семьи как сложного социально-психологического образования в жизнедеятельности людей. Кризисы неизбежны, их возникновение обусловлено диалектикой жизни в целом. Единство людей в семье неразрывно связано с проявлением противоречий в их взглядах, оценках, мнениях, элементах поведения, что создает ситуации конфликтов и в то же время является источником новых качеств и свойств самих людей и их отношений, источником дальнейшего развития семьи как социального организма. В процессе развития семьи, всех семейных отношений на каждом следующем этапе ее жизнедеятельности отрицается что-то из признаваемого правильным, истинным на предыдущем этапе и дополняется новым, ранее не существовавшим в семье – новые формы взаимоотношений, новые традиции, нормы, качественные особенности личности членов семьи. Количество информации, опыт взаимоотношений приводят к качественным изменениям в тех или иных областях жизнедеятельности семьи, элементах структуры личности каждого из членов семьи.
Кризисы преодолеваются с различными усилиями и разным успехом для дальнейшего существования семьи и ее развития на новом качественном уровне. Главным фактором в этом преодолении кризисов семьи являются качественные особенности личности членов семьи, прежде всего – супругов, с которых начинается образование семьи. В психологических исследованиях приводится множество характеристик личности, способствующих благополучному развитию семейно-брачных отношений, преодолению кризисов и разрешению семейных конфликтов. При отсутствии желательных качеств возникает проблема их выработки, а это требует длительного времени и желания, прилагаемых усилий самого человека. Поэтому советы психологов в этом плане чаще всего оказываются малопродуктивными.
Основу всех взаимоотношений между членами семьи составляют индивидуальные модели желаемой для себя семьи. Чего ждет для себя человек, собираясь создавать семью с конкретным партнером? Что он хочет дать другому человеку в семье? Какие нормы взаимоотношений между мужем и женой и другими членами семьи он считает для себя правильными? Какие представления о роли мужа и жены у каждого из супругов? Насколько прочные у людей убеждения по этим вопросам? Готовы ли они изменять свои представления о семье в изменяющихся обстоятельствах для ее сохранения?
Индивидуальные модели желаемой для себя семьи создаются личностью как компоненты в структуре ее мировоззрения в соответствии с приобретенными знаниями, опытом, собственными размышлениями. Чем больше в индивидуальной модели компонентов, взятых из повседневной жизни, массовой культуры, содержащих субъективные мнения различных людей, отражающих существующую моду в области межличностных отношений, далеких от реальности фантазий, тем больше вероятность разочарований, недоступных для решения проблем и других трудностей.
В большей или меньшей степени осознанно каждый человек, создавая свою индивидуальную модель желаемой для себя семьи, выбирает из существующих в современном мире типов семьи.
Психологические типы семьи
В соответствии со структурой семьи выделяют такие ее типы, как нуклеарная (ядерная), расширенная (пополненная), неполная и смешанная семья.
В нуклеарной семье в ее состав входят родители и дети. В расширенной семье – люди нескольких разных поколений, связанные между собой кровным родством или брачными связями. Если в нуклеарной семье все структурные элементы имеются в наличии, то говорят о полной семье. Семья с одним родителем является неполной по своей структуре. Смешанная семья – это семья, образовавшаяся вследствие брака разведенных ранее людей, которая может включать детей от предыдущих браков и настоящего брака.
По критерию принадлежности власти тому или иному члену семьи выделяют:
- патриархальные семьи, в которых власть в системе внутрисемейных отношений принадлежит мужчине (мужу, отцу);
- матриархальные семьи, в которых наибольшей властью, авторитетом, влиянием обладает женщина (мать, жена);
- эгалитарные семьи, в которых власть не закреплена за каким-то одним членом семьи, а распределяется в зависимости от конкретной ситуации между отцом/мужем и матерью/женой.
В зависимости от детоцентрических ориентаций выделяют семьи (Т.М. Трапезникова, 1988):
- патриархально-модернизированная семья, для которой характерна ориентация на средне- и многодетность (более трех детей);
- детоцентрическая семья, ориентированная на малодетность (1 – 2 ребенка);
- супружеская семья, ориентированная на малодетность или бездетность и характеризующаяся ориентациями супругов на личностное развитие, самосовершенствование, профессиональный успех и т.д.;
- материнская (безбрачная) семья, имеющая детоцентрическую ориентацию без обязательной официальной регистрации брака, допускающая рождение ребенка вне брака;
- неполная семья, которая имеет детоцентрическую ориентацию и в которой только один родитель в связи с разводом или смертью другого родителя.
В зависимости от степени функциональности и жизнеспособности выделяют функциональные (благополучные) семьи, проблемные (конфликтные) семьи (семьи с нарушениями жизнедеятельности) и дисфункциональные семьи. Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворить потребности друг друга в личностном и духовном росте.
Современная семья
В современном обществе патриархальный тип семьи отличается от такого типа, существовавшего сто и более лет назад, но сохраняет его главные особенности. В связи с этим в настоящее время говорят о неопатриархальном и неоматриархальном типах семьи. В неопатриархальной семье лидером, осуществляющим руководство деятельностью семьи и регулирующего связи семьи с обществом (деловым лидером, лидером-организатором) является муж, а коммуникативным и эмоциональным лидером, регулирующим сферу внутрисемейных отношений, является жена. В неоматриархальной семье – наоборот. Эгалитарная семья характеризуется демократическими отношениями во всех сферах жизнедеятельности семьи.
Для современных условий более характерны детоцентрическая и супружеская типы семьи. Для детоцентрической семьи характерна развитая система моральной, психологической и материальной опеки старшим поколением (отец, мать и др.) младшего поколения (дочь, сын, внук и др.) при определенной самостоятельности последних.
Супружеская семья живет самостоятельной жизнью, стремится к материально независимой жизни; в ней больше развита идентичность, создаются условия для реализации своих возможностей каждым членом семьи, в том числе детьми.
Современная семья – это обобщенное понятие, обозначающее вид семейно-брачных отношений в современном обществе. Этот вид семейно-брачных отношений отражает социокультурные особенности современного этапа эволюции семейных отношений.
Современная семья имеет ряд психологических особенностей, отличающих ее от семей 20 века и других исторических эпох, прежде всего, в области семейных ценностей и установок, характера межличностных отношений и образа жизни. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. В экономически развитых странах мира, в т.ч. и в России наблюдается снижение рождаемости, рост числа разводов, увеличение числа одиноких людей. В современных семьях преобладают взаимоотношения, основанные на демократичном, равноправном распределении семейных обязанностей между мужем и женой.
Отличительными психологическими особенностями современной семьи являются:
- Приоритет личных качеств, а не социальных характеристик при выборе супруга. Эта особенность проявляется преимущественно в развитых странах мира. С одной стороны, это позволяет создавать семью на основе более глубоких, душевных отношений, с другой стороны, становится фактором нестабильности семейных отношений, т.к представления о личных качествах могут быть ошибочны. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис в своих исследованиях показали, что в браках по любви и ради любви иногда преобладает не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличены сексуальные фантазии[1]. В России в начале 21 века наметилась противоположная тенденция – некоторый рост значимости материального фактора при вступлении в брак.
- Рост ожиданий и требований, предъявляемых людьми к семейной жизни. Изменились представления о том, каким должен быть брак. На первом месте в представлениях о благополучном браке – личные качества, идеальные представления о которых включают множество теоретически возможных качеств – «от красоты, ума, сильной воли и прекрасных свойств характера до финансовой обеспеченности». Категоричность требований наличия всех желаемых характеристик приводит к разрушению отношений и распаду семьи.
- Выбор супруга признается личным делом самого человека. В настоящее время у людей всех возрастов и социальных групп есть полная свобода знакомиться и вступать в брак с любым понравившемся представителем другого пола, не принимая во внимание социальное положение, мнение родственников и другие условия. Реализацию свободного выбора затрудняют такие факторы, как профессиональная занятость (однополые трудовые и учебные коллективы, большое время занятости на работе), личные качества (недостаток коммуникативных способностей и навыков, ведущая профессиональная направленность, особенности характера, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другие), узкая сфера внепрофессиональных интересов и видов деятельности.
- Уменьшение влияния родителей на выбор супруга. Возрастает доля молодых семей, в которых будущие супруги не спрашивали мнения родителей и не получали их согласия на брак. Обязательность или желательность получения согласия родителей различна для представителей разных возрастных групп. По мере увеличения возраста будущих супругов снижается потребность в согласии родителей. В то же время в социологических исследованиях установлено противоречивое явление: «в принятии решения о вступлении в брак принимает участие треть родителей еще юных россиян, для остальных их мнение необязательно или не нужно, но материальную базу для семейной жизни обеспечивают две трети (и больше) представителей старшего поколения семьи. Помощь родителей не одобряется, вмешательство в личную жизнь осуждается, более того – существует тенденция ставить родителей перед фактом о вступлении в брак даже при полной материальной зависимости от них. Можно констатировать, что старшее поколение теряет право голоса, но сохраняет обязанности»[2].
- Либерализация сексуальных норм и снижение возраста сексуальной активности. Эта особенность проявляется в оправдании и терпимом отношении к внебрачным и добрачным сексуальным отношениям.
- Рост числа одиноких людей. В России, как и во многих странах мира, отмечается рост числа людей, предпочитающих одинокий образ жизни, основанный, прежде всего, на желании быть свободным в распределении своего времени, выборе видов деятельности и образа жизни, свободе от обязательств и дополнительных обязанностей. Одинокий образ жизни часто является осознанным выбором человека формы жизнедеятельности без долгосрочных семейно-брачных отношений. При этом человек (как мужчина, так и женщина) могут иметь широкий круг общения, быть успешными в профессиональной и других областях, иметь относительно длительные любовно-сексуальные отношения с постоянным партнером/партнершей, но не стремиться к семейно-брачным отношениям. В данном случае проявляются негативные социально-психологические установки в отношении семейно-брачных отношений.
Различные типы семьи имеют и разную жизнеспособность в условиях определенной социокультурной среды. Национальные традиции многих народов мира ориентированы на патриархальный и патриархально-модернизированный тип семьи. Исторический опыт показывает их жизнеспособность и благоприятность для жизни всех членов семьи. Остальные типы семьи являются более поздними социокультурными «продуктами».
Влияние индивидуальных моделей семьи на процесс преодоления кризисов семьи
При благоприятном развитии взаимоотношений между будущими супругами на стадии добрачных отношений модели желаемой семьи обсуждаются, корректируются, вырабатывается единая модель. Сложность состоит в том, что человек далеко не всегда сообщает будущему супругу обо всех особенностях своей модели желаемой семьи и даже не всегда все сам осознает. Кроме того, представления о желаемом даже при получении этого в реальности часто не соответствуют истинным потребностям человека – получив желаемое человек понимает, что это ему не нравится, не нужно и т.д.
Различие индивидуальных моделей семьи у супругов в ситуациях естественных конфликтов и кризисов семьи становится препятствием, разрушающим семейные взаимоотношения в самой их основе.
Индивидуальные модели семьи могут корректироваться, но, как правило, их различия и противоречия проявляются в ходе семейных конфликтов, которые своими негативными элементами препятствуют возникновению или реализации изменения моделей семьи супругами. Трудность коррекции связана также с тем, что область мировоззрения определяет Я-концепцию личности, ее жизненную стратегию и сохраняется личностью как нечто, составляющее ее сущность, определяющее ее индивидуальность и уникальность.
Несмотря на все сложности в преодолении кризисов семьи, основанных на различии индивидуальных моделей желаемой семьи, они могут быть преодолены конструктивным путем – путем изменения своих моделей, своих личностных качеств благодаря признанию того, что нет партнеров, которые соответствуют их идеалам, а есть люди, которые даются им судьбой (верующие понимают, что даются Богом) и даются не просто так, а для их (обоих) духовного, нравственного совершенствования. Супруги в начале семейной жизни – это не две половинки одного яблока, а два живых объекта, каждый из которых имеет свои сучки, острые углы, трещины, вмятины и только в процессе семейной жизни из них, как из двух алмазов могут появиться бриллианты, каждый из которых оттеняет и усиливает человеческую красоту другого.
[1] Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000.
[2] Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – С. 52 – 53.