Познание и понимание в процессе общения
О первичности процессов общения
В отечественной психологии утвердилось мнение о том, что общение – это сложный, многоплановый процесс, сочетающий в себе процессы передачи информации, взаимодействия людей друг с другом и процессы восприятия, познания и понимания людьми друг друга. Многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологии, исследуя этот сложный и неотъемлемый от жизни человека процесс, все же отдают предпочтение и выделяют в качестве доминирующего тот или иной психологический аспект. И все же, анализируя существующие в психологии подходы к пониманию процесса общения, возникают вопросы о значимости, а точнее первичности того или иного процесса, входящего в общение.
Передача информации людьми друг другу: исходным моментом становится психический процесс восприятия (социального восприятия), причем как реципиент воспринимает информацию, так и коммуникатор воспринимает реципиента и всю связанную с ним ситуацию. При этом четко видна цель такого не механического, а социально-перцептивного акта передачи информации – максимально полное, адекватное восприятие и понимание этой информации для дальнейшей соответствующей деятельности.
Взаимодействие людей друг с другом, состоящее из обмена разнообразными действиями, происходит на основе той или иной воспринятой и так или иначе понятой информации, выступающей в качестве основы для определения целей и способов взаимодействия в конкретных условиях действительности. Даже в случаях неосознаваемых мотивов индивидуальных действий и взаимодействия с другими людьми восприятие объектов действительности является первичным психическим процессом любого взаимодействия. Таким образом, здесь также процесс восприятия доступных объектов действительности становится первичным для общения.
В широком смысле слова, все виды восприятия существуют в психической жизнедеятельности человека как процессы в той или иной степени социально детерминированные в соответствии с закономерностями развития данного психического процесса в онтогенезе, происходящем в условиях социальной среды.
Социальная перцепция существует в процессе общения в неразрывной связи с процессами познания и понимания. Невозможен полноценный акт общения без использования высокоразвитой сферы мыслительной деятельности. Память, внимание, воображение, мышление неразрывно взаимосвязаны и уровень развития всей познавательной сферы личности становится условием эффективности ее общения с другими людьми. Бесполезными и бессмысленными оказываются попытки научить навыкам эффективного общения человека с недостаточно развитыми навыками мыслительной деятельности, а также волевой сферы, комплекса психологических качеств личности.
В целом, социальная перцепция является первичной в акте общения, но осуществление акта общения невозможно без понимания. Именно оно, понимание информации в контексте конкретной социальной ситуации, обусловленное личностными особенностями воспринимающего, познающего и понимающего субъекта, определяет характер его взаимодействия с другими людьми в процессе общения, его активности в отношении окружающей действительности и самого себя.