Синдром эмоционального выгорания
Насколько широко он распространен? Насколько опасен? Какие признаки этого синдрома? Как он проявляется? Что способствует его появлению? Насколько эффективны средства, которые рекомендует научная психология?
Об этом синдроме довольно много разнообразной информации и в научных психологических изданиях, на разных сайтах «для широкой аудитории», и на сайтах психологов. Много достоверного, но много и бесполезного, далекого от реальной жизни тех, у кого появляется этот синдром, кто живет и работает с ним.
В психологии синдром эмоционального выгорания (burnout – выгорание) определяется как стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни.
Оценить распространенность этого синдрома довольно сложно. Согласно утвердившемуся в психологии мнению, основанному на данных многочисленных отечественных и зарубежных исследований, синдром психологического выгорания (синдром эмоционального выгорания) появляется у специалистов социономических профессий, т.е. тех, в чьей профессиональной деятельности имеется много однообразных и/или стрессогенных, требующих психологического напряжения контактов с другими людьми – клиентами, пациентами, учащимися, пассажирами и другими. Но в последние годы, исследования данного синдрома показывают, что его причины и проявляющиеся симптомы могут присутствовать и в других, не только социономических видах деятельности человека.
Факторы, способствующие по мнению психологов, появлению симптомов синдрома психологического выгорания, действуют на человека в зависимости от его индивидуальных, личностных особенностей. Каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей (от нейрофизиологических до мировоззренческих) качественно своеобразно переживает воздействие тех или иных факторов, для каждого – свое индивидуальное сочетание воздействия тех или иных факторов в их количественном и качественном выражении, которое станет причиной формирования психологических симптомов в виде тех или иных проявлений и которые при неблагоприятном развитии ситуации станут сформировавшимся синдромом психоэмоционального выгорания.
Условия деятельности, способствующие формированию синдрома эмоционального выгорания, имеют в основном качественные характеристики и трудно поддаются количественному выражению.
Синдром эмоционального выгорания («синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера») представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС (спасатели, пожарные).
К истощению сил приводят три фактора.
Сопротивляемость развитию этого синдрома имеет сугубо индивидуальный характер и зависит от психофизиологических и психологических особенностей. Существуют личностные факторы, предрасполагающие к появлению симптомов эмоционального выгорания: завышенный уровень притязаний; идеализм и недостаточная связь с реальностью; неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы; низкая устойчивость к стрессу.
В психологии выделены следующие симптомы эмоционального выгорания ( Абрамова ЕС., Юдин Ю.А., 1998):
• чрезмерная усталость, переутомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);
• психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);
• нарушения сна;
• негативное отношение к пациентам (после прежнего позитивного);
• отрицательный настрой к работе (вместо прежнего «это дело на всю жизнь»);
• стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;
• агрессивные тенденции (раздражительность и гнев по отношению к коллегам и пациентам);
• негативное отношение к себе;
• тревожное состояние;
• пессимистический настрой, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;
• чувство вины.
В обобщенном виде в структуре синдрома эмоционального выгорания выделяют три основные составляющие (сиптома):
- эмоциональную истощенность;
- деперсонализацию (цинизм);
- редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии выгорания.
Психологические меры профилактики синдрома эмоционального выгорания и их особенности
Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности -
«естественная» регуляция и саморегуляция.
Естественные способы регуляции организма - это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Интуитивно люди используют многие из них. Подобные средства, как правило, используются после работы с возникавшими напряженными ситуациями для снятия напряжения и накопившегося утомления.
Любая физическая нагрузка способствует снятию психо-эмоционального напряжения. Рекомендации психологов разнообразны – от занятий бегом трусцой или каким-либо видом спорта до физической домашней работы или работы в саду/огороде. Внимание человека на некоторое время переключается с психологически напряженных вопросов профессиональной деятельности на физическую работу, которую он делает, мышечная активность на психофизиологическом и биохимическом уровне способствуют нейтрализации «гормонов стресса», активизации физиологических процессов и улучшению физического состояния человека. Чувство физической усталости после физических нагрузок позволяет погрузиться в сон, необходимый при постоянном психо-эмоциональном напряжении. Однако, физическая нагрузка в том или ином виде не гарантирует в полной мере переключения внимания с тех ситуаций профессиональной деятельности, которые вызывают чрезмерное напряжение – поток мыслей о них может продолжать идти даже при физической деятельности, особенно если она представляет собой совокупность привычных, хорошо знакомых действий (уборка, вскапывание, бег и т.д.).
Рекомендуемые занятия каким-либо «хобби» в современных условиях жизни людей являются наименее доступными и востребованными. Если современный, интенсивно работающий человек имеет так называемое «хобби», то он изначально не погружается и не отдается работе всеми силами ума и души. Человек отделяет работу от остальной части своей жизни, может работать добросовестно, достаточно долго, но, не вовлекаясь особенно эмоционально, работая по принципу «сделал дело – гуляй смело» или по другому – «как мне платят, так я и работаю». Когда профессиональная деятельность является воплощением жизненных интересов, любимым, очень важным и интересным делом, то «хобби» в виде какой-то другой деятельности не существует, оно может быть занятием, связанным с основной профессиональной деятельностью в какой-то пограничной области наук. Например, врач может интересоваться искусством как «медицина в изобразительном искусстве», техникой как «история медицинской техники», он может быть филателистом, но он будет интересоваться марками медицинской тематики. Такие виды «хобби» позволяют видеть повседневные проблемы профессиональной деятельности в разных аспектах, на различных в историческом времени дистанциях и «подниматься над суетой» повседневности, понимая и отделяя временное, сиюминутное, ситуативное от долговременного и вечного.
Примеры известных, выдающихся личностей в данном случае не подходят, т.к. в современном мире синдром эмоционального выгорания возникает у «обычных», а не разносторонне одаренных людей. Хотя в этой особенности и один из путей предотвращения и ликвидации синдрома.
Еще одно традиционно рекомендуемое средство – постоянно совершенствоваться в области своей профессиональной деятельности, повышать профессиональную квалификацию и т.п.Стремление такое есть у многих, но нет физического времени и собственных физических сил для такого профессионального совершенствования. Повседневная суета поглощает эти физические силы и время, оставляя после себя чувство усталости, желание покоя и нежелание даже думать о работе. Все формы организованного, а не самостоятельного повышения своего профессионального уровня должны происходить «с отрывом от производства» и лучше всего – с отъездом в другой город.
Необходимость перемен в области профессиональной деятельности – это одна из важных профессиональных потребностей при неудовлетворении которой начинают формироваться симптомы синдрома психологического выгорания. Психологи в качестве таких перемен рекомендуют разное – от цветных наклеек на «баночки/папки и проч.» до путешествий в другие страны во время отпуска и смены места работы. Если мелкие перемены в виде «цветных наклеек» доступны практически любому (было бы желание!), то большие и кардинальные перемены подходят и доступны немногим. Появление чего-то нового как движения к большему мастерству, освоение новых элементов деятельности необходимо, но потребности человека должны еще сочетаться с потребностями руководства.
Элементы творчества в профессиональной деятельности – это, пожалуй, единственная форма профилактики и борьбы с синдромом психо-эмоционального выгорания, подвластная самому человеку. Любое творчество – это вид духовной деятельности человека, это деятельность в его внутреннем мире, где действуют другие, не физические законы. Творческую деятельность регулируют законы морали, эстетические идеалы, духовные ценности. Творчество не подвластно приказам и чужой человеческой воле. Это область проявления индивидуальной духовности человека.
Опасность синдрома эмоционального выгорания обусловлена тем, что это психологическое состояние, как и все в мире, не остается неизменным, статичным, оно видоизменяется в сторону усиления его симптомов, постепенного их формирования до полного комплекса синдрома. Дальше появляются психосоматические и соматические заболевания, профессиональная эффективность становится все ниже и ниже. Как правило, люди, не понимая, что с ними происходит, принимают какие-либо лекарственные препараты (успокоительные, гипотензивные, тонизирующие и проч.), «расслабляются» народными средствами (чаще всего - алкоголь индивидуально или в компании друзей), пытаются начать заниматься спортом, берут отпуск… В результате – некоторое облегчение, а потом все возвращается с прежней силой.
Саморегуляция своим психоэмоциональным состоянием осуществляется путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. В психологии известно довольно методов. В последние годы получил популярность пришедший из древнеиндийских практик метод медитации. Люди осваивают техники йоги, холотропного дыхания, гимнастики цигун… Но все эти техники основаны на определенных идеях, составляющих тот или иной вариант типа мировоззрения и «работают» при условии принятия соответствующей им картины мира.
Таким образом, источник и в то же время главное условие формирования синдрома эмоционального выгорания – это содержание индивидуального мировоззрения человека, его личная картина мира.