Гуманитарная компетентность медицинской сестры
В современном здравоохранении оказание медицинской помощи населению пред-ставляет собой сложноорганизованный системный процесс, в который обеспечивается деятельностью медицинских работников различного уровня профессиональной подготов-ки и специализации. Деятельность медицинских сестер представляет собой сложный, многоуровневый процесс, включающий комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий, содействие выздоровлению, восстановление здоровья и реабилитацию.
В ходе своей профессиональной деятельности медицинская сестра решает много-образные проблемы, требующие от нее компетентности не только в области общепрофес-сиональных и специальных дисциплин, но и мировоззренческой зрелости, включающей в качестве составляющей ряд сформированных морально-психологических качеств лично-сти. Медсестра должна иметь такие качества личности, как ответственность, сострадание и милосердие, стремление к сотрудничеству и заботе о других людях. Эти требования к личности медсестры основаны на подлинно гуманном отношении к человеку, уважении прав и достоинства личности.
Формирование и развитие морального сознания личности медработника является неотъемлемой частью его профессионального совершенствования, роста, движения в на-правлении плодотворной деятельности на благо людей.
В этических кодексах медицинских сестер (Международного совета медсестер, Этическом кодексе медицинской сестры России) отмечается обязательность наличия мо-ральных качеств личности. В «Этическом кодексе медицинской сестры России» в качест-ве исходного этического положения утверждается: «Этической основой профессиональ-ной деятельности медсестер является гуманность и милосердие».
Гуманность и милосердие к человеку базируются на признании человека, его жиз-ни высшей ценностью. Такие качества и соответствующее им поведение, являющиеся от-личительной особенностью деятельности не только медсестры, но и других медицинских работников формируются не одномоментно, а в процессе формирования мировоззрения личности – целенаправленного обучения, воспитания и самовоспитания профессионала.
Ведущую роль в формировании мировоззрения медсестры, отвечающего современ-ным требованиям профессиональной компетенции играет изучение цикла общегумани-тарных и социально-экономических дисциплин. Результатом их освоения является гума-нитарная компетентность. В соответствии с действующим Государственным стандартом подготовки специалистов медицинского профиля в системе среднего профессионального образования (2002 г.) по квалификации «медицинская сестра» (базовый уровень образова-ния) гуманитарную компетентность можно охарактеризовать следующим образом.
Гуманитарная компетентность предполагает понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; наличие представления о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и эколо-гической целостности; осознание себя и свое место в современном обществе, широкий кругозор; способность к осмыслению жизненных явлений, готовность к проявлению от-ветственности за выполняемую работу, устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) к творческой саморегуляции.
Приобретение гуманитарной компетентности – это процесс формирования лично-сти профессионала, его самосознания и целостной системы научно-теоретических взгля-дов на мир. Это процесс духовного роста личности, ее развития и совершенствования. Выработка навыков анализа и решения сложнейших проблем профессиональной, общест-венной и личной жизни кардинально отличается от процесса овладения практическими навыками профессиональной деятельности, так как основана на преобразовании духовной и интеллектуальной сферы личности и проявляется в основной стратегии ее поведения в обществе, профессиональном сообществе, межличностном общении, отношении к самой себе.
В соответствии с действующим ГОС обучение по квалификации «медицинская се-стра» (базовый уровень образования) предусматривает изучение цикла общегуманитар-ных и социально-экономических дисциплин в объеме 626 аудиторных часов. Из них 61,3% учебных часов (384 часа) отводится на изучение дисциплин «физкультура» и «ино-странный язык», 7% на изучение «основ философии» и 31,7% на «основы права», «рус-ский язык и культура речи», «основы экономики», «основы социологии и политологии». Таким образом, в структуре данного блока дисциплин наблюдается явное смещение ак-цента с духовно- и интеллектуально формирующих дисциплин на дисциплины, разви-вающие в первую очередь телесно и дающие знания и навыки общения с гражданами на иностранном языке. Доля компетенций, составляющих целостную гуманитарную компе-тенцию, формирующихся в процессе освоения студентами дисциплин «физическая куль-тура» и «иностранный язык» значительно ниже, чем те, которые обеспечиваются изучени-ем основ философии, социологии, права и экономики.
В некоторой степени данная диспропорция преодолевается комплексом дисциплин по выбору студентов, включающих, в частности этику и эстетику, историю медицины. Однако дисциплина «биомедицинская этика», которая в наибольшей степени влияет на формирование моральных качеств личности медицинского работника, вообще не входит в перечень изучаемых студентами дисциплин.
Внедрение инновационных методов обучения, включающих и элементы дистанци-онного образования (кейсовая форма), совершенствование учебно-методического обеспе-чения процесса преподавания дисциплин общегуманитарного и социально-экономического профиля являются неотъемлемой частью современного профессиональ-ного образования, но они не могут в полной мере компенсировать недостатки действую-щего подхода к формированию гуманитарной компетентности специалиста медицинского профиля – медицинской сестры, несущей личную и социальную ответственность за со-хранение жизни и здоровья людей, которым она оказывает медицинскую помощь.
В принятой в нашей стране доктрине системы среднего профессионального и фар-мацевтического образования в качестве основных направлений ее развития названы со-хранение исторической преемственности поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью и уваже-нием к закону, формирование у молодежи целостного миропонимания и современного на-учного мировоззрения, основанного на признании приоритете общечеловеческих ценно-стей (гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека), приобретение адекватного мировому опыту уровня знаний и профессиональной культуры. Реализация этих направлений возможна только при наличии полноценного обеспечения условий формирования гуманитарной компетентности специалистов в процессе их про-фессионального обучения.
Опубликовано:
Актуальные вопросы подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию ГОУ СПО РО "Ростовский базовый медицинский колледж". 9-10 октября 2008 г., с. 59 - 62.