Сократ
Многие столетия отделяют нас от его жизни в древнегреческих Афинах. Он вошел в мировую историю как великий и очень неординарный философ, необычная личность, человек, в жизни которого философские идеи стали его жизненной позицией.
Истории жизни и деятельности людей, особенно тех, кто вошел в историю своими великими достижениями в той или иной области – это всегда истории, в которых так много схожего с нашей, сегодняшней жизнью людей 21 века. Поэтому они и великие, что в их жизни и деятельности проблемы и решения, которые важны для людей разных исторических времен.
Единство жизни и философии Сократа
Жизнь и философское учение Сократа неразрывно взаимосвязаны, составляют единое целое.
События жизни Сократа всегда связаны с его новыми философскими идеями. О жизни и философских идеях Сократа известно не из его произведений, которых он не писал, а из дошедших до нас работ Диогена Лаэртского, Ксенофонта, Платона. Каждый из них видел что-то свое и понимал идеи Сократа по-своему.
Сын скульптора и акушерки (повитухи как их тогда называли), воевавший и изучавший философию, проповедовавший свои идеи и создававший свое учение в ходе общения с различными людьми на улицах Афин. Он не писал философских трактатов, не записывал своих идей, считая, что письменное изложение убивает мысль. Живое общение, диалог с людьми – это, по мнению Сократа, форма получения и развития знания.
Сократ создавал скульптуры, был каменотесом. Со слов Диогена Лаэртского известно, что несколько статуй в Парфеноне принадлежат по авторству Сократу. Сократ был храбрым воином, занимался политической деятельностью, от которой отказался, поняв, что его принуждают делать то, что он не хочет. Сократ выбрал образ жизни свободного философа. Но даже философ не может быть полностью свободным. Являясь членом общества, человек всегда ограничен рамками необходимости и ответственности за свои поступки.
Сократ со своей семьей жил очень бедно. Однажды Сократ позвал к обеду богатых гостей и Ксантиппе, его жене было стыдно за их бедный обед. Сократ сказал ей: «Не бойся, если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них нет дела нет».
Несмотря на бедность, Сократ имел очень крепкое здоровье. Дошедшие до нас слова Сократа о здоровье и питании – это применение его философских идей к конкретным вопросам жизни: «Большинство людей живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить».
Ограничиваться минимумом – это был жизненный принцип Сократа. Он говорил, что чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. «Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы придать им подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня», - говорил Сократ.
Человек – это главный предмет философских исследований Сократа и именно проблема человека, по его мнению, должна быть предметом исследования философии вообще.
«Я знаю, что я ничего не знаю»
Став, как и отец скульптором, Сократ стремился к четкости и определенности философских понятий и идей, которые он формировал из множества высказывавшихся мыслей, идей, как мастер, убирающий лишние части камня для появления формы скульптуры. Появление нового философского понятия как формы существования знания Сократ рассматривал как процесс развития мысли, рождение нового знания. Он сравнивал его с рождением человека и назвал этап познания, на котором и рождается новое знание, майевтикой в соответстии с названием профессии матери.
Но первым этапом в познании истины, по мнению Сократа, должно быть сомнение в истинности и полноте имеющихся у человека знаний. Человек должен отнестись с иронией ко всему, что он знает, признать ограниченность своего опыта и вероятность ошибочности своих знаний и мнений. Только при этом условии человек становится готов к познанию нового, открыт для получения новых знаний.
Этот путь познания – от иронии к майевтике Сократ называет диалектикой. Для Сократа, жившего в Y в. до н.э. в древнегреческих Афинах понятие диалектика означает «спор», «дискуссия». Он считал, что знание рождается в процессе обмена мнениями с другими людьми, дискуссий и споров с ними. Именно в этом общении при воплощении мысли в слово, формулировании утверждения, его аргументации выявляются заблуждения и степень истинности знания. Дискуссия позволяет выявить новые аспекты того или иного объекта, явления и получить наиболее истинное знание. В настоящее время понятие диалектика имеет более широкое значение, обозначает философскую концепцию и универсальный принцип познания, при котором объект рассматривается в развитии и как целостная система. Идеи развития высказывались и другими, жившими ранее Сократа философами, но Сократ ввел в философию диалектический метод познания, причем показал его применение на моральных понятиях и категориях. По мнению Аристотеля, Сократ создал основы формальной логики, т.к. исследуя нравственность, он показал значение для познания понятия, которое точно отражает сущность вещи или явления. «Сократ с полным основанием искал суть вещи, так как он стремился делать умозаключения, а начало для умозаключения – это суть вещи» (Аристотель. Метафизика. XIII, 4).
«Отличала Сократа от софистов прежде всего уверенность в существовании объективной, не зависящей от человека истины. Сократ утверждал, что существует объективное благо, с которым человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления. И именно в познании этого блага и состоит смысл философии» [2, с. 32].
Сократ отвергает позицию софистов об относительности истины. Он считает, что существует и объективная нравственность, и объективная истина. Истинной задачей философии Сократ считает доказательство существования истины, ее познание и жизнь в соответствии с ней. Методом решения этой задачи является самопознание – «Познай самого себя».
«Знаниям нельзя научить, им можно только научиться, только в самом себе можно найти истинное знание и истинное благо. В этом задача настоящего педагога-философа – помочь ученику научиться мыслить и самому познать самого себя. Поэтому Сократ уподобляет свое собственное философское искусство искусству повивальной бабки: он сам не дает истину, но помогает человеку ее родить» (Теэтет 150 b) [2, с. 33].
Беседы и споры Сократа с другими людьми, которые он вел в разных местах, но чаще всего на центральной, рыночной площади Афин, часто вызывали гнев и недовольство его собеседников и слушателей. Часто эти люди, понимая, что их знания ошибочны, аргументы нелогичны и несостоятельны, что они в глазах окружающих оказались глупцами и неучами, оскорбляли и даже били Сократа.
Моральные ценности и нормы, о которых размышлял Сократ, были нормами его жизни. Причем, многие из этих моральных норм сходны с моральными нормами христианства, которое появится только через пять столетий после жизни Сократа.
Диоген Лаэртский пишет: «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а чаще того – осмеивали и поносили. Он принимал все это не противясь. Однажды, даже получив пинок, он и это стерпел. А когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, стал бы я на него подавать в суд?» (ДЛ, 11, 5).
Эта ситуация, с одной стороны, говорит о смирении, покорности, «непротивлении злу насилием», с другой стороны, - о чувстве собственного превосходства над другим. И все же смирение перед человеком, причиняющим тебе зло, более значимо – оно не увеличивает проявления зла в жизни.
Свт. Василий Великий в своей работе «Беседа к юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями» рассказывает сходный эпизод из жизни Сократа: «Некто, нещадно нападая на Софронискова сына, Сократа, бил его в самое лицо, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лицо у Сократа от ударов уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить, Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, а только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: «делал такой-то»; и тем отмстил. Поелику это указывает на одно почти с нашими правилами, то утверждаю, что весьма хорошо подражать таким мужам. Ибо этот поступок Сократа сходен с заповедью, по которой ударяющему по ланите должен ты подставить другую» [1, с. 354 - 355].
Пифия и мудрость Сократа
В истории сохранился эпизод из жизни древнегреческого общества, в котором с трудными вопросами, за предсказанием будущего обращались к оракулам.
Однажды Дельфийского оракула спросили: «Кто самый мудрейший из людей?». И он ответил: «Сократ».
«Все обижались на Сократа за то, что он открывал им на это глаза, доказывая, что они ничего не знают. Поэтому, приходит к выводу Сократ, по всей видимости, Пифия и хотела сказать, что Сократ умнее всех людей, потому что он знает хотя бы то, что он ничего не знает» [2, с. 31].
Платон в своей «Апологии Сократа» передает дальнейшие рассуждения Сократа о мудрости: «А на самом деле мудрым-то оказывается Бог». Платон объясняет слова Сократа: «…Этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера, все равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость» (Апол. 23 a – b).
Конец жизни Сократа
Жизнь Сократа закончилась по приговору афинского суда. Этот суд и все, что с ним связано – один из примеров в истории философии, когда философские идеи становятся причиной физической смерти философа. В материальном плане причиной смерти было отравление ядом, который выпил Сократ по приговору суда. Но сто стало причиной такой приговора?
Известно, что трое афинских граждан (поэт Мелет, ремесленник Анит и ритор Ликон) обвинили Сократа в том, что он в своих беседах развращает умы юношей, учит, что нет богов. По сути, типичный пример ситуации, в которой кто-то не понял истинного смысла слов и в соответствии со своим пониманием решил навести порядок.
Сократа обвиняли: «преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому» (Апол. 19 b).
Сократ отвечает в своей речи, что он никогда не мог этому обучать и в доказательство приводит свои размышления и выводы о словах Дельфийского оракула, что он самый мудрый. Платон пишет, что Сократу становится понятно, почему он ненавистен для всего города – он показывает невежество и самомнение людей.
Возможно, суд завершился бы иначе, и Сократ остался бы жить. Но… тогда это был бы уже другой Сократ.
Друзья подкупают стражу и предлагают Сократу бежать – он отказывается. Почему?
Он всю жизнь учил добродетели, а побег – это нарушение закона, отступление от норм добра и справедливости. Добропорядочному гражданину этого делать нельзя. Побег – это отступление от всего того, что он проповедовал всю жизнь.
Диоген Лаэртский сохранил для потомков некоторые детали последних дней жизни Сократа, в которых проявляется его отношение к смерти как моменту окончания жизни. После вынесения судом окончательного приговора жена Сократа сказала ему: «Ты умираешь безвинно». Он спросил: «А ты хотела, чтобы заслуженно?».
Друг Сократа Аполлодор предложил ему прекрасный, плащ чтобы в нем умереть, т.к. одежда Сократа была очень бедной. Сократ отказался, сказав: «Неужели мой собственный плащ годится, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?».
Выпив яд, Сократ до последних минут остается в окружении друзей и ведет с ними беседу.
Сократ, по свидетельству Платона, рассуждает о бессмысленности страха смерти. Бояться смерти – не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Никто из смертных людей не знает, что такое смерть, не знает, что нас ждет после смерти. Однако все боятся смерти, как будто знают, что их ждет впоследствии. Но не это ли самое позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь.
Через 7 столетий, на последнем этапе исторического развития Античной философии великий Эпикур будет почти также говорить о бессмысленности страха смерти, но обращаясь при этом не к вопросам познания, а проблеме человеческого бытия.
____________
1. Василий Великий, свт. Творения, Ч. IY. – М., 1993.
2. Лега В.П. История западной философии. Часть I. Античность, Средневековье, Возрождение. – М.: ПСТГУ, 2004.