Агрессия человека в нестабильном обществе
Проблема агрессии человека в философии довольно молода, поскольку само понятие агрессии появилось в науке в начале ХХ века. Вместе с тем, вопросы агрессивных, деструктивных проявлений человека привлекали ученых со времен древности.
В конце ХХ века актуальность научного исследования феномена агрессии человека приобретает особую значимость в связи с происходящими в большинстве государств нашей планеты социально-политическими, социально-экономическими, культурными и другими преобразованиями. Эти процессы оказывают влияние на особенности проявлений агрессии людей в обществе, имеющей по признанию большинства исследователей, биосоциальную природу.
Одной из отличительных особенностей периода нестабильности в современном российском обществе является, по общему признанию, рост преступности. «Преступное насилие – одна из главных проблем России. Насильственная преступность по темпам роста опережает ненасильственные ее виды; увеличивается число самых опасных видов насилия, в том числе совершаемого с особой жестокостью и с применением огнестрельного оружия; появились новые виды преступного насилия – заказные убийства, терроризм, захват заложников, похищение людей; насилие распространилось там, где оно прежде было незаметно – в экономике, коммерческой, финансовой деятельности; насилие часто применяется преступными организациями, особенно в связи с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием; чаще, чем в прошлом, насильственные преступления совершают подростки», - отмечает Ю.М.Антонян [1]. По данным криминальной статистики, темпы роста только убийств, являющихся одной из форм проявления агрессии человеком, в 90-х годах составляют 17%.
В России конца ХХ века все больше проявляется агрессия больших и малых социальных групп по отношению друг к другу, что является одним из видов проявления агрессии человека. Подавление недовольства одной социальной группы другой с помощью насилия – такая форма агрессии существовала во все исторические эпохи (подавление восстаний рабов, крестьян, рабочих господствующими социальными группами), проявляясь в периоды кризисов и культурно-исторических преобразований обществ.
Взаимосвязь повышенного уровня личностной тревожности и агрессии установлена в многочисленных исследованиях агрессии человека отечественными и зарубежными психологами. Ощущение тревоги, наличия угрозы жизни и здоровью, социальному благополучию является главным пусковым механизмом агрессии человека. «Человек, который постоянно ощущает угрозу своему существованию и держит круговую оборону, обычно становится безжалостным к другим», - пишет Ю.М.Антонян [2]. Нестабильность в обществе создает кризисные состояния конкретных людей, в их отношениях появляется напряженность и нестабильность, что оказывает свое деструктивное воздействие на все сферы их жизнедеятельности. В поведении это выражается в агрессивных формах поведения как по отношению к окружающему миру, так и к самому себе.
Г.М.Андреева, рассматривая влияние нестабильности в обществе на социально-психологические аспекты жизнедеятельности людей, отмечает такую особенность массового сознания в этот период как ломка устоявшихся жизненных стереотипов, переоценка признанной системы ценностей.
По мере развития культуры и нравственности, агрессивные проявления человека все более подчиняются социальным нормам общества. Борьба за удовлетворение своих потребностей ведется преимущественно с помощью социально легализованных форм агрессивного поведения. Это характерно для стабильных периодов развития общества. В периоды кризисов столкновение интересов и потребностей, как отдельных людей, так и социальных групп приобретает такую силу, что для победы над противоположной стороной становится недостаточно разрешенных обществом средств борьбы. В этом случае, с одной стороны, возникают новые формы и методы борьбы, становясь юридически узаконенными и признаваемыми с точки зрения нравственности, с другой стороны, начинают использоваться давно запрещенные и осуждаемые средства, относящиеся, прежде всего к формам физической агрессии.
А.П.Назаретян в своей концепции культурно-исторического эволюционного развития отводит особую роль агрессии человека. Согласно этой концепции, именно агрессия человека является движущей силой культурно-исторического развития общества, а мораль общества является ограничителем наиболее деструктивных форм агрессии, бесконтрольное использование которых создает угрозу существованию самого обществе.
В период нестабильности нравственные ценности прежнего общества теряют сове значение, а новые нравственные понятия не успевают войти в человеческое сознание. В таких случаях возникает явление, получившее название «нравственный вакуум» или «нравственный беспредел». Культурно-исторические данные свидетельствуют об эволюции форм агрессии человека в направлении к все большему их количественному и качественному разнообразию, подчиняющейся общим законам эволюции человеческой культуры.
Рассмотрение агрессии человека, как одного из видов его деятельности, в условиях взаимодействия различных культур позволяет говорить в новом ключе о перспективах агрессии человека в эволюционном процессе развития культуры и цивилизации. Развитие антропо-культуральных форм агрессии в процессе культурной эволюции общества, двигаясь в направлении к все большему их разнообразию, вместе с тем, подчиняясь всеобщей логике эволюции, уничтожает крайние, наиболее разрушительные формы агрессии и ограничивает с помощью нравственных и правовых норм общества ряд других.
Таким образом, можно сказать, что в ходе эволюции отмирают как «наиболее слабые», так и «слишком сильные» антропо-культуральные формы агрессии. Более того, в тот момент, когда разнообразные формы агрессии получают все большее распространение в обществе и возникает угроза существованию общества, в культуре общества происходят преобразования, переводящие ее на качественно иной уровень и позволяющие ей продолжать свое существование в новом качестве. Это происходит в бифуркационные фазы развития общества, периоды его нестабильности. Гибель культуры и цивилизации возможна лишь в том случае, когда для данного типа культуры нормой является один из крайних вариантов проявления агрессии («наиболее слабый» или «слишком сильный»). Это, с нашей точки зрения явилось причиной гибели культуры ацтеков, в которой социокультурной нормой была «слишком сильная» форма агрессии – ритуальный каннибализм. Столкновение религиозно-мифологической морали ацтеков и христианской морали испанских конкистадоров привело к победе наиболее прогрессивной в тот исторический момент христианской морали.
Говоря о всеобщем кризисе цивилизации, отличающем 90-е годы ХХ века, А.П.Назаретян считает, что этот кризис «в принципе может быть кардинально преодолен при наличии необходимых знаний и воли» [3]. Но это потребует кардинальной перестройки моральных принципов в обществе и нравственно-психологических изменений людей его составляющих. А.П.Назаретян считает, что планетарная цивилизация сможет преодолеть имеющийся в настоящее время кризис и не погибнуть «только в том случае, если люди и на сей раз успеют своевременно усовершенствовать систему базовых ценностей, норм и механизмов самоорганизации в соответствии с новыми требованиями истории» [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деструктивные процессы в обществе стимулируют процесс аккультурации разнообразных форм агрессии человека. Деструкция устоявшихся моральных норм снимает нравственные ограничения для проявления агрессии. Периоды нестабильности в культурно-историческом развитии общества являются периодами возникновения новых антропо-культуральных форм агрессии и видоизменения имевшихся.
____________________________________
- Ю.М.Антонян. Социологические и психологические проблемы исследования насилия. В сб. Серийные убийства и социальная агрессия: Материалы 2-й Международной конференции.-Ростов-н/Д.: Изд-во ЛНРЦ «Феникс», 1998, С.14.
- Ю.М.Антонян. Психология убийства. – М.:Юристъ, 1997,С.287.
- А.П.Назаретян. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (синергетика исторического прогресса):М., 1996, С.14.
- А.П.Назаретян. Модели самоорганизации в науках о человеке и обществе. В сб.Синергетика и образование.- М.: Изд-во «Гнозис», 1997, С.104.
Статья опубликована в журнале Научная мысль Кавказа. Приложение. 1999, №3, С.11-14.