Грани жизни

Философско-антропологический подход к феномену агрессии

Имеющиеся достижения научной рефлексии о сущности агрессии, условий и форм ее проявления, особенности ее разрушительного воздействия на общество в целом и личность каждого человека в отдельности, раскрывают все новые грани этого явления и ставят новые вопросы для дальнейших научных исследований. Феномен человеческой агрессии рассматривается с криминалистической, психологической, психиатрической, политической и других точек зрения. При изучении этого явления используется целый ряд терминов: «насилие», «агрессивность», «враждебность», «деструктивность», «жестокость». Это свидетельствует о том, что проблема агрессии является междисциплинарной и требует, в первую очередь, разработки методологического подхода к ее разработке, а накопленный в ряде частных наук эмпирический материал и сделанные на основании его выводы, позволяют сделать определенные философские обобщения.

Агрессия является философско-антропологической категорией и отражает родовое качество человека. С точки зрения философской антропологии и философии культуры агрессия – это вид деятельности, при котором человек достигает своей цели деструктивными методами. Агрессивность представляет собой биологически детерминированный потенциал способности проявлять агрессию и является необходимой основой агрессии в любой ее форме. Понятие «агрессия» является более широким и всеобъемлющим, чем все остальные, используемые в литературе при описании агрессивного поведения человека.

При изучении агрессии во всем многообразии ее конкретных форм обращает на себя внимание ведущее положение человека и социокультурная детерминированность любого акта агрессии – от межличностного конфликта до терроризма и войн. В связи с этим представляется целесообразным говорить о культур-антропологических формах агрессии. Традиционно выделяемые виды физической, психологической, духовной агрессии присутствуют во всех формах агрессии человека в неразрывном единстве – изменяется только их соотношение, объективно отражающееся в выборе тех или иных средств деструктивного воздействия. Культурно-исторические, социальные условия определяют выбор, как индивидуальной, так и групповой, конкретной культур-антропологической формы агрессии человека. Влияние социо-культурных особенностей общества на проявление агрессии человека неоднозначно на различных этапах его исторического развития. По мере развития культуры общества агрессия человека все больше подчиняется социальным нормам общества, разделяющим формы агрессии на социально-приемлемые и социально-неприемлемые. В периоды стабильности в обществе борьба за удовлетворение своих потребностей ведется человеком преимущественно с помощью социально легализованных форм агрессивного поведения. В периоды кризисов столкновение интересов и потребностей, как отдельных людей, так и социальных групп приобретает такую силу, что для достижения цели становится недостаточно разрешенных обществом средств борьбы. В этом случае, с одной стороны, возникают новые формы и методы борьбы, с другой стороны, начинают активнее использоваться давно запрещенные и осуждаемые средства. При этом все формы агрессии подвергаются обществом «моральной» ревизии, что в условиях кризисного состояния общества переводит многие формы агрессии из категории социально-неприемлемых в категорию социально-приемлемых.

Рассмотрение как человека, так и общества в целом как неравновесные био-социальные системы, неизбежно переживающие в своем развитии периоды кризисов и стабильности, позволяет по-новому взглянуть на перспективы проявления и ограничения агрессии человека. Роль агрессии в жизнедеятельности человека и общества не однозначно отрицательная – она играет и положительную роль, обеспечивая научное, культурное, политическое развитие общества, а в ряде случаев и его физическое выживание, что подтверждается историческими, антропологическими, культурологическими и другими исследованиями. Поэтому представляется справедливым мнение профессора А.П. Назаретяна, который считает, что неправомерно ставить вопрос «как созидать не разрушая?». Конструктивно вопрос должен формулироваться иначе: «Как добиться того, чтобы созидать больше, разрушая при этом меньше?». Наиболее перспективным путем ограничения проявлений агрессии человека и уменьшения ее негативных последствий является гуманизация человека и его отношений с окружающим миром. 

____________________

Статья опубликована в сборнике Серийные убийства и социальная агрессия: что нас ожидает в XXI веке. Медицинские аспекты социальной агрессии. Материалы 3-й международной научной конференции. Ростов-н/Д, изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2001, с.209-211.

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика