Грани жизни

Агрессия – элемент обыденной культуры

 

Проблема агрессии человека была на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность  проблемы агрессивных проявлений человека определяется, прежде всего,  значимостью деструктивных последствий для общества каждого акта агрессии, их многосторонней разрушительной силой.

В конце ХХ века актуальность научного исследования агрессии приобрела особую значимость в связи с происходящими в большинстве государств нашей планеты социально-политическими, социально-экономическими и другими видами преобразований, влекущих за собой, наряду с другими проявлениями, также и  разнообразные формы проявления агрессии. Начавшиеся в России в 80-90-е годы ХХ века социальные преобразования, повлекшие за собой среди прочего, разрушительные последствия во всех сферах жизни общества и личной жизни каждого из граждан, подняли проблему агрессии на уровень проблемы выживания народов.

 Феномен человеческой агрессии рассматривался с философской, антропологической, юридической, психологической, политической, социологической, биологической точек зрения. По мере развития науки от этапа частных теорий отдельных дисциплин до современного этапа комплексных исследований с позиций синергетического подхода к рассматриваемой проблеме, формировалось понимание того, что агрессия человека – феномен, являющийся предметом междисциплинарного научного исследования. В настоящей работе представлен культур-антропологический взгляд на проблему агрессии человека в контексте его повседневной, обыденной жизни.

В истории философской мысли проблема деструктивных проявлений человека разрабатывалась многими учеными. Понятие агрессии появилось в науке в конце XIX- начале XX века. Но проблема агрессии человека, с одной стороны  молода, с другой стороны – существует с того момента, когда человек начал предпринимать попытки осмыслить свое место в окружающем мире и понять свою сущность. Различные формы человеческого поведения, относимые  в современной науке к феномену агрессии, отмечались и подвергались научному анализу мыслителями во все времена. В настоящее время учеными различных научных дисциплин используются такие понятия как «агрессивность», «насилие», «враждебность», «жестокость», «деструктивность», отражающие различные особенности проявления агрессии человека. Одной из отличительных особенностей агрессии человека является то, что она может проявляться как по отношению к живому, так и неживому объекту. Эта отличительная черта агрессии человека предопределяет в значительной степени особенности ее проявления в обыденной жизни человека.

Повседневная жизнь человека включает в себя и материальный мир предметов, и чувственные переживания личности. В ней представлены в той или иной форме достижения науки и культуры общества. Понятие «повседневность» в большей мере отражает коммуникативно-перцептивный аспект жизнедеятельности человека. «Являясь синкретическим процессом, включающим в себя существование всех иных известных человеку «миров», повседневная жизнь представляет собой единый универсум, обладающий своими собственными внутренними законами и характеристиками», - пишет Е.В.Золотухина-Аболина в своей работе, посвященной философии обыденной жизни [3,С.5]. Повседневная, обыденная жизнь имеет важную особенность – интерсубъективность. Именно комплекс личностных смыслов, имеющихся в общественном сознании понятий, приобретает решающее значение при использовании человеком тех или иных форм агрессивного поведения. Обыденная жизнь является той средой, в которой проявляются во всей своей полноте все человеческие, личностные особенности, той «ареной», где разворачиваются межличностные взаимоотношения и взаимодействия. В обыденности конкретизируются культуральные, социально-политические и другие условия для проявления человеком агрессии.

Еще одной отличительной особенностью обыденной жизни, по мнению Е.В.Золотухиной-Аболиной, является прагматизм, поскольку люди в своей повседневности заботятся в своем выживании, как субъекта определенного социума, так и как биологического существа. Достижение желаемой цели может осуществляться различными путями, но, как правило, по законам социально-исторического наследования, преемственности определенных форм социального поведения. Люди выбирают наиболее эффективные, проверенные способы поведения, скорейшим и наиболее экономичным образом приводящие к поставленной цели.  Обыденная жизнь человека наполнена межличностным общением, в котором главной проблемой становится проблема взаимопонимания его участников для достижения их личных целей. Это является культуральной основой проявления  агрессии человека в его обыденной жизни.

Повседневный мир конкретизируется для каждой личности в наборе определенных понятий и знаний, приобретенных в личном жизненном опыте, предполагает выполнение человеком ряда социальных ролей, меняющихся по своему набору в процессе его жизнедеятельности.

Наиболее значимым элементом обыденной жизни человека является его семья. Человек связан семейными отношениями с другими людьми на протяжении всей своей жизни – от рождения до смерти. В тех случаях, когда какой-либо из жизненных этапов человека проходит без его непосредственного участия в семейных отношениях, в условиях отсутствия своей собственной семьи, все же в идеализированной форме семейные отношения присутствуют на уровне сознания в виде ролевых представлений, эталонов семейных отношений, в ценностных ориентациях личности и т.п.

Семья является той самой значимой для личности микросредой, в которой закладываются основы для восприятия и формирования всех понятий, составляющих в дальнейшем внутренний мир личности. В условиях семьи формируются и проявляются все понятия, нормы, ценности, характерные для обыденности, которые могут  иметь как конструктивную, созидательную, так и деструктивную направленность.

Проявление агрессии в сфере семейных отношений затрагивает следующие  виды взаимоотношений личности: любовные, дружеские, партнерские, родительские. В силу своей специфики как малого социального образования, семья оказывается включенной в систему отношений семьи с обществом, с другими семьями, т.е. как с малыми, так и с большими социальными общностями человеческого общества.

Одной из форм проявления агрессии, осуждаемой и наказуемой в обществе, является преступление. По данным социологов и криминалистов, в 90-х годах нашего века в России значительно возросла доля преступлений, совершаемых женщинами, несовершеннолетними, причем преступлений, именно с применением физического насилия. Статистические данные показывают характерную для всех регионов России криминальную особенность: «В целом наибольшая часть криминальной агрессии и в первую очередь убийств имеет место в бытовой сфере, а отнюдь не со стороны организованных преступников, как сейчас ошибочно полагают многие» [1,С.285]. 

Отмечаемый криминологами и социологами рост преступлений на семейно-бытовой почве свидетельствует о масштабах деструктивных процессов, охвативших семейную сферу жизнедеятельности человека.

Семья является уникальной сферой проявления человеческой агрессии, поскольку здесь представлены в большей или меньшей степени все типы отношений человека в обществе. Семейная жизнь человека, являясь сферой его обыденной жизни, в то же время отражает все культурологические, социально-политические, экономические и другие процессы, происходящие в обществе. Социологи, занимаясь изучением семьи как социального института и анализируя образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или тех или иных социальных групп, предоставляют богатый материал для изучения агрессии во внутрисемейных межличностных  отношениях.

 Современная семья выполняет много жизненно важных для человека функций, в которых проявляются личностные особенности ее членов, возникают сложные, часто конфликтные взаимоотношения. Среди функций, выполняемых человеком в семье и обусловленных его социальной ролью в ней, можно выделить такие, которые создают наиболее благоприятные условиях для проявления агрессии. К таким функциям  семьи можно отнести: совместное ведение хозяйства, воспитательную, опекунскую.

Межличностные отношения, в контексте которых проявляется агрессия, пронизывают все сферы деятельности человека в семье, определяя зачастую успешность выполнения необходимых функций. С другой стороны, необходимость выполнения ряда функций в семье, требует от человека проявления определенных качеств личности, ряда способностей, что в реальной жизни конкретных людей часто оказывается трудновыполнимым и болезненно переживается на психологическом уровне.

Таким образом, неспособность человека выполнять ряд требований социума, становится условием дискомфортного состояния индивида (нравственного, социально-психологического, психофизиологического, физического), что само по себе может стать решающим фактором для проявления агрессии. Это же обстоятельство приводит к проявлению агрессии в межличностных отношениях, причем не только в рамках семьи, но и во взаимоотношениях с более широким социальным окружением, по отношению к материальным вещам, природе, обществу в целом.

Возможные варианты проявления агрессии определяются, согласно многочисленным исследованиям психологов, личностными характеристиками индивида, оказавшегося в определенных условиях. Проявление личностью своей агрессивности в семье зависит и от такого фактора как уровень развития семьи как социального организма. Семья, являясь частью большого социального организма – общества в целом, испытывает на себе влияние всех преобразований в обществе. Также как общество, семья переживает периоды стабильности и нестабильности, свои бифуркационные фазы развития. Семью можно рассматривать как наиболее яркий и наглядный пример неравновесной социальной системы, подчиненной законам энтропии, как и весь эволюционный процесс. В периоды стабильности и нестабильности семейных межличностных отношений наблюдается большая или меньшая степень их конфликтности и различные формы разрешения возникающих конфликтов. Согласно концепции культурно-исторического эволюционного развития А.П.Назаретяна, которая представляется автору наиболее аргументированной и всеобъемлющей среди существующих теорий агрессии, агрессия человека является одной из ведущих движущих сил исторического процесса. Поскольку, конфликт является одной из культур-антропологических форм агрессии, то можно считать, что в обыденной жизни человека наиболее распространенной формой агрессии является конфликт.

Конфликтные отношения различны по формам и используемым средствам, по степени деструктивных последствий для отношений между участниками конфликта, по длительности и охвату большего или меньшего количества людей. Например, для семейных отношений возможны самые разнообразные варианты по количеству участников конфликта – от двух (минимально необходимое количество для возникновения конфликта) до неопределенного числа близких и дальних родственников, друзей и знакомых.

В межличностных отношениях, пронизывающих не только сферу семьи, но и всю повседневную жизнь человека, постоянно происходит столкновение потребностей, систем ценностей, мировоззрений в целом. «Реальные семейные отношения диктуют супругам необходимость соотносить, согласовывать, а зачастую корректировать собственные потребности и интересы, особенности личности и характера, модели ролевого взаимодействия в семье…Муж и жена начинают в своем поведении процесс перехода от «Я» -концепции к концепции «Мы», - пишет Т.М.Трапезникова [6,С.241]. Особую важность  при этом приобретает то, какую основополагающую ориентацию имеет личность – деструктивную или конструктивную, воспринимает весь мир враждебным или благожелательным по отношению к себе, руководствуется нравственным понятием о самоценности человеческой жизни или отсутствием какой-либо ее ценности. В обыденной жизни это проявляется в выбираемых личностью формах и способах взаимодействия с другими людьми, в стиле и образе жизни личности. Признанность людьми тех или иных понятий и ценностей зависит от микросреды, в которой живут люди, от состава микросоциума, который передает из поколения в поколение те или иные ценностные установки и ориентации. Е.В.Золотухина-Аболина отмечает существование элемента изменчивости в усвоении личностью понятий и установок обыденности. С одной стороны, эти обыденные понятия как элементы социального опыта передаются из поколения в поколение в микросоциуме, с другой стороны, реальные, объективные условия жизнедеятельности биосоциума создают необходимость изменить выработанные поколениями понятия  и ценности повседневной человеческой жизни.

Понятия «жизнь как самоценность», «ценность жизни человека» меняется в зависимости от изменений, происходящих в обществе. В нестабильные периоды развития человеческих сообществ ценность человеческой жизни снижается. С появлением киллерства, киднепинга, терроризма, появляется понятие цены человеческой жизни, выражающееся в денежных единицах. С появлением этих социальных явлений происходит переоценка не только понятия «жизнь», но и неразрывно связанного с ним понятия «смерть».

В истории философской мысли прослеживаются два традиционных подхода к пониманию явления смерти. Один – «пессимистический», рассматривающий смерть как нечто желанное, признающее загробную жизнь как переход в иной мир Вечности и исходящий из абсурдности, бессмысленности человеческой жизни на Земле. Другой – «оптимистический», понимающий смерть как неизбежный конец жизненного пути человека на Земле, но к которому не следует стремиться, его следует, по возможности, отсрочивать. При таком подходе ценность жизни не нивелируется, а наоборот, приобретает большую значимость и за все поступки, и помыслы человек оказывается ответственен перед собой и другими людьми.

В период нестабильности, общественно-политических и экономических преобразований конца ХХ века, наиболее ярко проявившихся в России, происходит переосмысление понятия ценности человеческой жизни и выработке нового отношения к смерти. Новая интерпретация понятий жизни и смерти  впитала в себя и пессимистический взгляд на абсурдность жизни в конкретных жизненных условиях, и в то же время признание неизбежного конца жизни, что придает значимость сиюминутным переживаниям, сегодняшним поступкам, поскольку наступление смерти может быть очень близким. Существующее в обыденном сознании понятие «неуверенности в завтрашнем дне» воплощает в себе остроту переживаний и значимость событий сегодняшнего момента, и ожидание внезапного конца жизни. 

Эти перемены в общественном сознании, переоценка понятий человеческой жизни и смерти открыли новые пути для проявления агрессии в обществе, сделали социально приемлемыми и оправданными ранее запрещенные ее формы. На уровне обыденного сознания, в повседневной жизни людей эти деструктивные процессы, прежде всего, затронули (и проявились в них) межличностные отношения, среди которых на первом месте оказались семейные отношения.

Различные конфликты пронизывают всю сферу семейных межличностных отношений на всем протяжении существования семьи. Различаемые конфликтологами и социологами два типа конфликтов – продуктивные и деструктивные – имеют место в семейных взаимоотношениях. Оба типа конфликтов являются формами проявления агрессии, но конкретные формы агрессии и деструктивность последствий будет различной. Деструктивные конфликты в результате своем имеют не улучшение взаимоотношений, а еще большую их дестабилизацию, напряженность возрастает и последующие конфликты протекают более остро, все больше используются осуждаемые общественной моралью формы взаимодействия. Агрессивность людей усиливается, и становятся допустимыми не только аморальные, но и противоправные действия, а в условиях кризиса общественной морали и нестабильности в обществе, деструктивные тенденции в решении межличностных конфликтов возрастают. Продуктивные конфликты, в результате которых его участники идут на компромиссы и вырабатывают единую позицию в решении какой-либо проблемы, являются путем к стабилизации межличностных взаимоотношений.

 В основе конфликтов могут лежать различные причины. Это несогласованность моделей ролевого поведения мужа и жены, неадекватность восприятия и понимания личностных особенностей друг друга, неумение использовать психологические механизмы приспособления, сотрудничества, оптимального распределения власти в семье. Названные причины относятся в основном к области исследования психологии общения, восприятия и понимания людьми друг друга и имеют социальную и культурно-историческую детерминированность.

При ориентации супругов на соперничество в процессе выхода из проблемной ситуации взаимодействие принимает деструктивный характер, а при ориентации на сотрудничество проблема решается успешно. Конфликтологами выделяется особый тип семьи – конфликтный, для которого характерно наличие конфликтов на всем протяжении существования семьи, длящемся часто десятилетиями и не распадающейся окончательно. Данный тип семьи является благоприятной средой для проявления агрессии одним из членов семьи или несколькими сразу и заслуживает более пристального внимания. 

Т.М.Трапезникова отмечает, что в проблемных, конфликтных семьях супруги, прежде всего, отмечают в партнере недостатки, слабости характера, игнорируя положительные черты, специфику индивидуальности партнера. В этих случаях можно говорить о наличии негативной установки по отношению к другим людям вообще или лицам другого пола, окружающему миру в целом, т.е. восприятие социума или каких-либо его элементов как враждебных для личности. Это является основой для агрессивного поведения личности при любых обстоятельствах, которые она сочтет угрожающими для себя. «Возникает «непонимающий, отвергающий, резкий» стереотип поведения членов семьи. Дальнейшая дестабилизация супружеских отношений приводит к тому, что партнеры становятся фрустрирующими объектами друг для друга» [6,С.242].

Конфликтные взаимоотношения в семье могут приводить к ее распаду как социо-культурному образованию. Конфликтные отношения в семье, не приводящие к ее распаду как общественному образованию, но длящиеся годами могут становиться основой для таких форм проявления агрессии с использованием физического насилия, которые попадают в категорию уголовно наказуемых преступлений, совершенных на семейно-бытовой почве.

Основной акцент авторы монографии  «Психология преступника  и расследования преступлений» (Ю.М.Антонян, М.И.Еникеева и В.Е.Эминова) делают на особенностях личности, находящейся в конфликтных отношениях и совершающей, в конечном счете, насильственные противоправные действия. Ученые отмечают необходимость выделения в структуре личности ведущего, системообразующего качества, определяющего все поведение личности в целом. Таким качеством, по их мнению, может быть агрессивность, «обусловливающая и восприятие окружающего мира, и характер поведения, и его направленность…У некоторых людей агрессивность является системообразующим качеством, что делает понятным и внутренне целесообразным преступное поведение» [2,С.11].

Авторы отмечают значение агрессивности для преступного поведения, но логика нашего исследования человеческой агрессии приводит к выводу о том, что агрессивность человека является глубинным, системообразующим качеством личности любого человека. Вопрос заключается лишь в степени развитости этого качества и условиях проявления агрессивности различной интенсивности.

Для перехода личностной агрессивности в агрессию, имеющую уже конкретный объект и выражающуюся в форме насильственных действий, которые могут привести к различным последствиям, вплоть до убийства, нужны определенные дополнительные условия. Такими дополнительными условиями являются садо-мазохистский склад личности, определяющий структуру ее взаимоотношений с другими людьми, высокий уровень личностной тревожности, который дает ощущение постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира и конкретных людей, особенностей культуры общества и обыденного сознания людей.

Таким образом, в семейно-брачных отношениях находит выражение агрессия человека во всех основных формах взаимоотношений личности с биосоциумом: «я и люди», «я и партнер». «я и общество», «я и материальный мир». 

Перечисленные факторы, влияющие на проявление агрессии в семейно-брачных отношениях можно условно отнести к субъективным факторам, в которых ведущим является личностная основа. 

Другой ряд факторов характеризует особенности биосоциального окружения человека и может быть назван объективными факторами. Объективные факторы, влияющие на проявление агрессии человека, могут быть условно разделены на социальные и биофизические. Среди социальных факторов наиболее важное значение имеют культурно-исторические особенности общества. Так, в периоды кризисов интенсивность и частота проявления агрессии человеком возрастают. 

Период преобразований в российском обществе, затронувший все уровни общественных отношений, наложил свой отпечаток и на межличностные отношения в семье. Данные социологов, психологов, криминологов свидетельствуют о том, что деструктивные тенденции во внутрисемейных отношениях усилились: возрос процент разводов, снизилась рождаемость, увеличилось количество абортов, преступлений семейно-бытового характера, причем увеличилось количество преступлений, совершенных женщинами, несовершеннолетними, по отношению к близким родственникам, возросла жестокость при совершении преступлений.

Рост безработицы является одной из важнейших особенностей российского общества 90-х годов, оказывающей наиболее сильное влияние на рост агрессии в семейно-брачных отношениях. Возможность потерять работу и фактическая потеря рабочего места с постоянным заработком по-разному влияют на морально-психологическое состояние человека, являются стрессогенными факторами различной негативной силы воздействия на человека, причем, воздействие на мужчин и женщин также имеет свои специфические особенности, обусловленные в значительной степени типом семейных отношений. 

В последние десятилетия (70-90-е гг.) произошла смена исторических типов семьи. На смену патриархальному и детоцентристскому типу, наиболее распространённому в начале и середине XX века в России, пришёл тип моногамной семьи, названной «супружество». По определению социологов, «супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое, прежде всего ценностями » (6,,249). В связи с изменением сущности семьи, изменились и ролевые ожидания мужчин и женщин в семейных отношениях. «Россию некоторые иностранцы называют «страной побеждённых мужчин», так как в большинстве семей царит матриархат¼ Многие семейные заботы и проблемы решают жёны: занимаются бюджетом, определяют обязанности всех членов семьи, оценивают их поведение, дают указания. И устают, очень устают. Страдают от этого все в семье. В результате жёны часто раздражаются, муж в такой семье чувствует себя ненужным, лишним» [6,С.251]. 

И.С.Голод, рассматривая стабильность семьи в социологическом и демографическом аспектах, приходит к выводу, что ведущей адаптационной силой для семейных отношений является духовное единство, а не сексуальные отношения. 

Социологи отмечают, что «затянувшийся кризис экономики привел к тому, что большинство семей попало в разряд малообеспеченных, а немало – и в разряд нищих». Угроза материальному благополучию, а с дальнейшим ухудшением материального положения и фактически всей жизнедеятельности человека воспринимается людьми как угроза их жизни, исходящая от общества, окружающего человека мира. Эта угроза, исходящая от внешнего человеку окружения, существует в генерализованном, обобщенном виде, часто только на бессознательном, чувственном уровне, создавая фон повышенной личностной тревожности, состояние физиологического и психологического стресса. Но эта обобщенная угроза конкретизируется в сознании личности в определенный материальный объект, который становится угрожающим для личности, независимо от того, является ли он таковым по объективным критериям. Таким объектом, олицетворяющим угрозу, становится конкретный другой человек или группа людей, и именно на них направляется агрессия во всей своей силе и мощи.

Негативные воздействия социокультурного окружения семьи приводят к нестабильности всех сфер семейных отношений. Следствием этого является рост агрессии не только взрослых членов семьи, но и детей, особенно в переходные периоды онтогенеза. Наиболее ярко агрессия проявляется в подростковом возрасте, воплощаясь в разнообразные конкретные формы, направленные как на внешний мир, так и на самого себя. Общеизвестные проблемы подростковой преступности, наркомании, суицидов являются ярким подтверждением этого. 

В обыденной жизни людей происходит аккультурация нравственных и социальных норм общества, постоянно изменяются границы социально приемлемых форм агрессии человека и осуждаемых, наказуемых обществом форм. В условиях нестабильности, особенно в современных посттоталитарных культурах, этот процесс идет в русле наращивания агрессивности общественных норм. 

Проблема предотвращения негативных последствий проявления агрессии людьми становится для современного общества и его культуры все более актуальной. Поскольку проявление человеком агрессии в процессе его жизнедеятельности неизбежно, то целесообразно, решая данную проблему, рассматривать вопросы предотвращения наиболее разрушительных последствий актов агрессии, разработки мероприятий по максимальному ограничению проявления агрессии в наиболее разрушительных ее формах, прежде всего тех, где используются физические средства воздействия на объект. 

Автору настоящего исследования представляется наиболее продуктивным синергетический подход к данной проблеме. Справедливым представляется мнение А.П.Назаретяна, который считает: «Бесполезно и неграмотно ставить вопрос: «Как созидать не разрушая?» Конструктивно вопрос должен формулироваться иначе: «Как добиться того, чтобы созидать больше, разрушая при этом меньше?» [4,С.30].

Рассмотрение форм агрессии человека как культур-антропологических позволяет по-новому взглянуть на перспективы агрессии человека в эволюционном процессе развития культуры и цивилизации. Эволюция культур-антропо-логических форм агрессии, двигаясь в направлении к все большему их разнообразию, уничтожает крайние, наиболее разрушительные и наименее эффективные формы агрессии. Можно сказать, что в ходе эволюции отмирают как «наиболее слабые», так и «слишком сильные» культур-антропологические  формы агрессии. Более того, в тот момент, когда разнообразные формы агрессии получают все большее распространение и возникает угроза существованию общества, в его культуре происходят преобразования, переводящие на качественно иной уровень и позволяющие ей продолжать свое существование в новом качестве. Гибель культуры и цивилизации возможна лишь в том случае, когда для данного типа культуры нормой является один из крайних вариантов проявления агрессии («наиболее слабый» или «слишком сильный»). Проведенный автором анализ культур-антропологических форм агрессии позволяет сделать вывод о том, что современный кризис культуры и цивилизации будет преодолен аналогичным путем: исчезнут как неэффективные для эволюции современные «крайние» формы агрессии, преобладающими станут «средние» формы, что ознаменует собой наступление периода стабилизации в обществе.

На уровне индивидуальности человека, в его обыденной жизни, с точки зрения автора, представляется достаточно эффективным и перспективным в решении данной проблемы интенсивное внедрение в жизнедеятельность людей юмористического отношения к ситуациям проявления агрессии людьми в обыденной жизни и формирование способности испытывать стыд за проявленную агрессию. Исключение для применения этих мер составляют только случаи криминальных форм агрессии, когда требуется, прежде всего, совершенствование законодательства и другие правоохранительные меры. 

Смех, в зависимости от условий, в которых он имеет место, может быть как средством защиты от агрессивного воздействия, так и сам становиться средством агрессии. Смех становится средством защиты от проявляемой кем-то агрессии в том случае, когда в момент ее проявления субъектом, объект может представить возникшую ситуацию в смешном виде. Этот способ нейтрализации агрессии может применяться относительно тех ее форм, где используются психологические средства воздействия (вербальные и невербальные). 

Смех и стыд в повседневной реальности взаимосвязаны очень тесно. Формирование чувства стыда происходит в процессе онтогенеза под влиянием  социокультурного окружения личности, в котором те или иные поступки признаются постыдными, и предполагается переживание чувства стыда человеком их совершившим. Переживание чувства стыда, основанного на нравственной оценке собственного поведения и соотнесении ее с нравственными ценностями общества, можно считать ограничителем проявлений агрессии в будущем. В узко утилитарном смысле стыд не имеет особого значения, поскольку не позволяет совершать человеку поступки, которые могли бы принести ему чисто утилитарную пользу. «Стыд практически значим …в более широком, социокультурном отношении», - считает А.П.Скрипник [5,С.57]. 

Таким образом, смех и стыд являются примерами возможных социокультурных форм поведения человека, предотвращающих негативные последствия агрессии человека. Смех переориентирует агрессию от наиболее разрушительных, с использованием физических мер воздействия, ее форм к более приемлемым в обществе. Стыд как глубинное нравственно-психологические переживание предотвращает проявление агрессии в перспективе, способствуя тем самым сохранению основополагающих нравственных норм человеческого общества.

 Можно заключить, что агрессия является сложнейшим социокультурным феноменом жизни человека и общества, во многом определяющим направление их деятельности и имеющим глубинное персонологическое содержание.  

__________________________

1. Антонян Ю.М. Психология убийства. – М.: Юристъ, 1997. 

2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М.: Юристъ, 1996. 

3. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни: экзистенциальные проблемы. Курс лекций. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1994.

4. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (синергетика исторического процесса). - М., 1996.

5. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М.: политиздат, 1992.

6. Социология молодежи. Под ред. проф. В.Т.Лисовского. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.

Статья опубликована в журнале Научная мысль Кавказа, №3, 2000, С.27-35.

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика