Грани жизни

Зачем нужна философия?

человек вопрошающийЭтот вопрос часто задают люди, когда сталкиваются с рассуждениями философов, видят их книги и статьи, слышат изредка о философских съездах и конференциях, и практически всегда, когда приходится изучать философию. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, как это ни покажется кому-то странным, знать, что такое философия. Каждый имеет какое-то представление о ней, которое в основном сводится к тому, что это какие-то идеи, далекие от жизни.

А зачем нужны эти идеи? Делом надо заниматься, а не "философствовать"!

Хочется спросить: вы когда принимаете решение о том, что вам делать - ехать/не ехать, говорить/неговорить, сделать что-то так или иначе и т.д. и т.п., чем руководствуетесь?
Вы руководствуетесь во всех случаях идеями, представлениями, убеждениями, отражающими ваши знания и представления о мире, людях, себе самом, о том, что можно и нельзя делать - это и есть ваше индивидуальное мировоззрение, которое возникло не из вашего сознания, не само по себе, а представляет собой совокупность идей уже кем-то высказанных и вами усвоенных.
Рождение новой для общества, человечества идеи - это лишь отражение в сознании человека в идеальной, символической форме тех объективно существующих в мире явлений и закономерностей, которые до определенного момента недоступны человеческому сознанию и разуму.

1 2022 06 23 231718

 

 

 

 

 

 

Homo morbosus в социокультурном пространстве современности

 Аннотация: Homo morbosus – человек болеющий рассматривается как обозначение специфического качества человека – способности иметь состояние и опыт болезни, проявляющейся во всех формах его бытия (реальное, потенциальное, актуальное, перспективное, ретроспективное). Выделяется ряд особенностей болезни, определяющих специфику человеческого бытия в условиях социокультурной реальности. Медицинская культура рассматривается как интегральное социокультурное и культурантропологическое образованием, определяющее особенности бытия человека болеющего.
Ключевые слова: homo morbosus, болезнь, медицинская культура, социокультурная реальность, бытие актуальное, бытие потенциальное 

Homo morbosus in the social and cultural space of our time

Abstract: Homo morbosus – human affected - is considered as a specific human characteristic – the ability to have a disease and to experience illness, manifested throughout all aspects of one’s being (real, potential, current, prospective, retrospective). There are several features of the disease determining specifics of human existence in the conditions of socio-cultural reality. Medical culture is considered to be an integral socio-cultural and antropological formation that determines specifics of the being of a person affected by a disease.
Keywords: homo morbosus, disease, illness, medical culture, social and cultural reality, being actual, being potential

 

   Многогранность и многомерность, целостность и противоречивость человеческого бытия позволяет раскрывать все новые его грани и особенности. В философии уже существует ряд обозначений человека: homo sapiens, homo faber, homo ludens, homo informaticus и других, каждое из которых отражает один из модусов его бытия. Homo morbosus (от лат. morbus – болезнь, morbosus – больной) – это обозначение человека болеющего. Человек болеющий – это человек, имеющий опыт жизни в болезни, знание о болезни как форме бытия человека и действующий в соответствии с этим знанием и опытом.
Философская рефлексия бытия человека болеющего становится все более актуальной в социокультурных условиях современной действительности, отличающейся особым социальным статусом человека болеющего со всем комплексом его прав и обязанностей, уровнем развития научной медицины с комплексом разнообразных биомедицинских технологий и форм оказания медицинской помощи, присутствием многообразных вненаучных форм медицинского знания, этико-аксиологической составляющей медицины и здравоохранения.

   Социально-исторические особенности современного общества обусловливают специфику ее медицинской культуры, в которых протекает бытие человека болеющего.Медицинская культура – это динамичная, сложноорганизованная, целостная антропосоциокультурная система, принимающая в зависимости от социальных и культурно-исторических условий разнообразные формы, и выполняющая определенные функции в обществе. Она является областью мировой культуры человечества, включающей в себя систему научных и ненаучных знаний, социальных и биомедицинских технологий, нацеленных на сохранение и улучшение здоровья человека, воплощает в себе культурно-исторические особенности социума и специфические особенности бытия человека болеющего.

  В социуме человек болеющий имеет определенный статус в соответствии со своим физическим состоянием (заболевающий, больной, практически здоровый, здоровый) исполняет социальные роли больного и пациента, выздоравливающего или заболевающего. В течение всей жизни, начиная с физического рождения до биологической смерти, человек приобретает опыт и знания о болезни (своей и других людей). 

   Использование в современной медицине и здравоохранении биомедицинских и медико-социальных технологий, формируют качественно новую телесность человека, в которой идет дальнейшее существование человека. Бытие человека болеющего - это непрерывный процесс приобретения спонтанного разнообразного опыта болезни, как в своей жизнедеятельности, так и в жизни других людей. Человек болеющий имеет индивидуально своеобразное представление о болезни в жизни человека, отношении других людей, общества к больным, в котором переплетаются фрагменты научных знаний, стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д. Опыт болезни всегда субъективен и уникален в своей телесной, личностной и духовной составляющих, и в то же время отражает всеобщие закономерности бытия человека болеющего: осознание и принятие болезни, переосмысление мировоззренческих, смысложизненных вопросов в связи с болезнью, выработка стратегий поведения в соответствии с имеющимся состоянием здоровья, переход на качественно новый уровень с новым потенциалом физических, духовных и социальных ресурсов. 

  Болезнь воплощает в себе сущностные противоречия жизни человека, выявляет смыслы жизни человека в мире, в конкретном обществе. Болезнь как интегральный фактор человеческого бытия привносит в его жизнь боль, страдание, различные ограничения, которые в то же время становятся стимулом для изменений в области духовного и социального бытия человека болеющего. Таким образом, болезнь является парадоксальным по своей моральной сути явлением – зло порождает благо.  Болезнь пронизывает все бытие человека во времени, пространстве, структуре его телесности, сферах его духовного, психического и социального бытия. Последовательная смена в течение жизни человека периодов относительного здоровья, предболезни, болезни, выздоровления, здоровья – это смена форм инобытия человека болеющего.
Бытие человека болеющего выступает в форме реального и потенциального бытия.
 
  Реальное бытие человека болеющего существует в таких формах, как  ретроспективное бытие, актуальное бытие и перспективное бытие. Ретроспективное бытие представляет собой форму инобытия человека болеющего, включающего как реальное явление, существовавшее в прошлом, пережитую свою болезнь или болезнь других людей. Перспективное бытие -  форма инобытия человека болеющего, включающее болезнь  как возможное предстоящее явление в будущей жизни. Актуальное бытие является формой бытия человека в состоянии болезни во всех ее аспектах, включая весь комплекс переживаний, представлений, знаний, отношений, действий. В нем проявляется все содержание ретроспективного и перспективного бытия, возникает его потенциальное бытие как homo morbosus - "бытие-будущее".
 
  Болезнь, влечет не только изменения во внутреннем мире человека, но затрагивает и окружающих его людей.  В зависимости от социального положения человека, переживающего болезнь, в группу людей, включенных в область знания и переживания болезни оказываются вовлечены большее или меньшее количество окружающих людей (от членов семьи и друзей до представителей всех слоев общества). 
 
  Специфическим явлением бытия человека болеющего, составляющим сущность его жизни, является нацеленность на продление жизни. Либерализация и демократизация общественной жизни отражаются в бытии человека болеющего предоставлением ему все больших прав и свобод. Общество предоставляет человеку право выбора между лечением и отказом от него, методами лечения и специалистами (врачами). Этот выбор на субъективном уровне становится выбором между стремлением к жизни в определенном состоянии и качестве и путем к смерти, путем «уступки», «покорности» начавшимся и развивающимся патологическим процессам и явлениям в организме человека. Бытие человека болеющего в момент актуальной (реальной) болезни – это момент бытия, в котором определяется индивидуальный тип «пути спасения», который представляет собой определяемый личностью для себя тип образа жизни и деятельности, нацеленный на избавление от заболевания, на сохранение жизни, восстановление состояния здоровья. Основу индивидуального типа «пути спасения» составляет система ценностей личности, содержание его мировоззренческих установок и убеждений. Во всех случаях в соответствии с биоэтическим и демократическим принципом уважения прав и достоинств личности, человек должен осуществлять свободный, ответственный выбор. Это выбор, который делает человек при наличии полной, достоверной информации о состоянии своего здоровья, имеющихся методах его улучшения, возможных при этом рисках, предоставленной ему в доступной для его понимания форме. Человек должен быть способен делать такой выбор, т.е. быть компетентным. Ответственный выбор - это выбор, при котором всю ответственность за принимаемое решение человек берет на себя, осознавая себя в мире во всей полноте своего бытия.

 Потенциальное бытие homo morbosus – это форма инобытия человека болеющего, включающее болезнь как возможное в жизни явление. Жизнь в осознании потенциальной возможности болезни - это поиск зон жизнедеятельности, свободных от угрозы возникновения болезни. Субъективная оценка потенциальной угрозы для здоровья очень вариативна - от чрезвычайно внимательного отношения к факторам, создающим объективно минимальную угрозу, до признания незначительными факторов, объективно содержащих серьезную угрозу для жизни и здоровья человека. Эта субъективная оценка является основой для индивидуальной жизненной стратегии в отношении сохранения собственного здоровья. Индивидуальные стратегии имеют различные зоны свободы и в различной степени подчиняются власти общества, стремящегося сохранить жизнь и здоровье своих граждан.

Опубликовано:

«Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей М.: РФО - ИФРАН - МГУ. Издательство “Логос”,ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. – с. 1575 – 1577.

2 56 копия

 

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика