Homo morbosus в социокультурном пространстве современности
Аннотация: Homo morbosus – человек болеющий рассматривается как обозначение специфического качества человека – способности иметь состояние и опыт болезни, проявляющейся во всех формах его бытия (реальное, потенциальное, актуальное, перспективное, ретроспективное). Выделяется ряд особенностей болезни, определяющих специфику человеческого бытия в условиях социокультурной реальности. Медицинская культура рассматривается как интегральное социокультурное и культурантропологическое образованием, определяющее особенности бытия человека болеющего.
Ключевые слова: homo morbosus, болезнь, медицинская культура, социокультурная реальность, бытие актуальное, бытие потенциальное
Homo morbosus in the social and cultural space of our time
Abstract: Homo morbosus – human affected - is considered as a specific human characteristic – the ability to have a disease and to experience illness, manifested throughout all aspects of one’s being (real, potential, current, prospective, retrospective). There are several features of the disease determining specifics of human existence in the conditions of socio-cultural reality. Medical culture is considered to be an integral socio-cultural and antropological formation that determines specifics of the being of a person affected by a disease.
Keywords: homo morbosus, disease, illness, medical culture, social and cultural reality, being actual, being potential
Многогранность и многомерность, целостность и противоречивость человеческого бытия позволяет раскрывать все новые его грани и особенности. В философии уже существует ряд обозначений человека: homo sapiens, homo faber, homo ludens, homo informaticus и других, каждое из которых отражает один из модусов его бытия. Homo morbosus (от лат. morbus – болезнь, morbosus – больной) – это обозначение человека болеющего. Человек болеющий – это человек, имеющий опыт жизни в болезни, знание о болезни как форме бытия человека и действующий в соответствии с этим знанием и опытом.
Философская рефлексия бытия человека болеющего становится все более актуальной в социокультурных условиях современной действительности, отличающейся особым социальным статусом человека болеющего со всем комплексом его прав и обязанностей, уровнем развития научной медицины с комплексом разнообразных биомедицинских технологий и форм оказания медицинской помощи, присутствием многообразных вненаучных форм медицинского знания, этико-аксиологической составляющей медицины и здравоохранения.
Социально-исторические особенности современного общества обусловливают специфику ее медицинской культуры, в которых протекает бытие человека болеющего.Медицинская культура – это динамичная, сложноорганизованная, целостная антропосоциокультурная система, принимающая в зависимости от социальных и культурно-исторических условий разнообразные формы, и выполняющая определенные функции в обществе. Она является областью мировой культуры человечества, включающей в себя систему научных и ненаучных знаний, социальных и биомедицинских технологий, нацеленных на сохранение и улучшение здоровья человека, воплощает в себе культурно-исторические особенности социума и специфические особенности бытия человека болеющего.
В социуме человек болеющий имеет определенный статус в соответствии со своим физическим состоянием (заболевающий, больной, практически здоровый, здоровый) исполняет социальные роли больного и пациента, выздоравливающего или заболевающего. В течение всей жизни, начиная с физического рождения до биологической смерти, человек приобретает опыт и знания о болезни (своей и других людей).
Использование в современной медицине и здравоохранении биомедицинских и медико-социальных технологий, формируют качественно новую телесность человека, в которой идет дальнейшее существование человека. Бытие человека болеющего - это непрерывный процесс приобретения спонтанного разнообразного опыта болезни, как в своей жизнедеятельности, так и в жизни других людей. Человек болеющий имеет индивидуально своеобразное представление о болезни в жизни человека, отношении других людей, общества к больным, в котором переплетаются фрагменты научных знаний, стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д. Опыт болезни всегда субъективен и уникален в своей телесной, личностной и духовной составляющих, и в то же время отражает всеобщие закономерности бытия человека болеющего: осознание и принятие болезни, переосмысление мировоззренческих, смысложизненных вопросов в связи с болезнью, выработка стратегий поведения в соответствии с имеющимся состоянием здоровья, переход на качественно новый уровень с новым потенциалом физических, духовных и социальных ресурсов.
Потенциальное бытие homo morbosus – это форма инобытия человека болеющего, включающее болезнь как возможное в жизни явление. Жизнь в осознании потенциальной возможности болезни - это поиск зон жизнедеятельности, свободных от угрозы возникновения болезни. Субъективная оценка потенциальной угрозы для здоровья очень вариативна - от чрезвычайно внимательного отношения к факторам, создающим объективно минимальную угрозу, до признания незначительными факторов, объективно содержащих серьезную угрозу для жизни и здоровья человека. Эта субъективная оценка является основой для индивидуальной жизненной стратегии в отношении сохранения собственного здоровья. Индивидуальные стратегии имеют различные зоны свободы и в различной степени подчиняются власти общества, стремящегося сохранить жизнь и здоровье своих граждан.
Опубликовано:
«Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей М.: РФО - ИФРАН - МГУ. Издательство “Логос”,ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. – с. 1575 – 1577.