Природа медицинской культуры и ее противоречия
В современной культурологии и культурфилософии медицинская культура является малоисследованной областью мировой культуры. Однако, медицинская культура отражает такую грань человеческого бытия как жизнь человека в специфически измененном физическом состоянии – состоянии болезни. В то же время медицинская культура возникла и существует как результат деятельности части общества (сообщества медицинских работников), результатом которой является качественно новая, искусственно созданная при помощи медицинских методов и средств, телесность человека. Современный уровень медицинского знания позволяет кардинально вмешиваться в жизнь человека, страдающего теми или иными заболеваниями. В связи с этим исследование антропосоциокультурных аспектов бытия человека болеющего, человека страдающего является актуальной для современного человекознания проблемой.
Медицинская культура представляется синтетической формой бытия человека и общества, преобразующей человека, прежде всего в его природной сущности, и оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Она может быть охарактеризована как разновидность субкультуры, а сообщество людей, занимающихся медицинской деятельностью, выступает как субъект культуры. Специфичность природы медицинской культуры состоит в том, что в ней органично сплетены аксиологический, гносеологический, технологический, социальный и антропологический компоненты. Эти компоненты образуют телесную культуру (здоровое тело, больное тело, инвалид), материальную культуру (медицинская техника и инструментарий), духовную культуру (этические ценности и нормы, философские идеи научные знания, медицинские методы и технологии диагностики и лечения).
Этико-аксиологический компонент духовной медицинской культуры включает в себя систему норм и ценностей, главное отличие которой в том, что это – основополагающие общечеловеческие моральные ценности, благодаря которым человечество продолжает существовать. Прежде всего – это: «Жизнь человека – высшая ценность», «Сохранение жизни человеку – высшее благо». Каждый из элементов медицинской культуры может рассматриваться как социокультурнальная система, выступающая как относительно самостоятельная единица медицинской деятельности.
В современной медицинской культуре присутствуют элементы контркультуры. Этот вывод можно сделать на основании того, что в определенных условиях основополагающие моральные ценности переходят в категорию относительных истин, подвергаются сомнению и в ряде случаев отрицанию. Появление элементов контркультуры в медицинской культуре обусловлено свободой развития научного и гуманитарного знания в обществе – это свобода в пересмотре нравственных ценностей, в расширении прав человека в обществе, в развитии научного знания. Так, жизнь человека перестает быть высшей ценностью, когда появляется возможность и вероятная необходимость применения эвтаназии, использования методов умерщвления человеческих эмбрионов (аборты и методы репродуктивных технологий).
Наличие противоречий, переходящих в ряде случаев в парадоксы является характерной особенностью медицинской культуры. Это противоречия между нормативностью культуры и свободой, которую она предоставляет человеку; противоречия между традициями медицинской культуры и тенденциями современности; противоречия между потребностями в средствах для создания продуктов медицинской культуры и реальными возможностями ее субъектов. Эти и другие противоречия, выявляют специфические особенности медицинской культуры и в то же время являются движущей силой ее развития. Каждое из противоречий, присущих медицинской культуре в значительно большей степени, чем в других видах культур, связаны с особенностями субъекта и объекта культурной деятельности, в качестве которых выступает человек. Это два сообщества людей – врачи и другие медицинские работники, с одной стороны, и пациенты и их ближайшее окружение (родственники, друзья), с другой, - в условиях совместной деятельности ограничены нормативами медицинской культуры (научными, социальными, организационными, этико-философскими). В то же время они свободны в той степени, в какой позволяет это их индивидуальность (морально- и социально-психологические особенности их личности).
Рассматривая медицинскую культуру как сложную антропосоциальную систему с позиций синергетического подхода, ее парадоксы представляются точками бифуркации системы, проявлением ее кризисного состояния в ходе развития в том или ином направлении. Вся система может еще сохранить состояние стабильности, но переживать кризис в одной из своих областей. К такого рода парадоксам относятся этико-философские проблемы эвтаназии, статуса человеческого эмбриона и ряд других.
Противоречия и парадоксы медицинской культуры затрагивают сферу морали общества в ее основе, т.к. создают ситуацию необходимости пересмотра основополагающих, общечеловеческих моральных ценностей, определения сути понятий «добро» и «зло». Парадоксальность проблем современной медицинской культуры обусловлена несколькими причинами. Во-первых, для современной культуры характерно изменение ценности человеческой жизни, как на уровне индивида, так и на уровне общественного сознания. Во-вторых, возросшими возможностями (благодаря достижениям в различных областях науки и техники) манипулирования сроками и качеством человеческой жизни и перспективой возможных глобальных, негативных последствий для жизни человечества. В третьих, столкновение противоречий и парадоксов современной медицинской культуры и общества в целом.
Одним из путей разрешения противоречий современной медицинской культуры является раскрытие их сущности на культурфилософском уровне, что, возможно, позволит перевести ряд парадоксов в категорию разрешимых противоречий.
Статья опубликована:
Научная конференция молодых ученых Южного региона. Тезисы докладов и выступлений // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2005, № 2, с. 175 - 176.