Противоречия ценности жизни в современной биомедицинской этике
Медицина в ходе своего исторического развития образовала область медицинской культуры человечества - сложного, многопланового явления, одной из составляющих которого является биомедицинская этика как современная форма существования профессиональной медицинской этики. Этические проблемы современной биомедицины становятся все более значимыми и актуальными как для развития медицины и комплекса биологических наук, так и для общества в целом. Это связано с изменение сферы активного вторжения человека в процессы жизни всего человеческого рода, границы которой расширились от генетического уровня до макросоциального, а биомедицинские технологии дают возможность быстрого и кардинального воздействия на все живое, включая воспроизводство самих живых организмов.
Глубинной антропологической причиной возникновения врачевания, медицинской деятельности является чувство сострадания человека своему сородичу, испытывающему боль, страдания. Это чувство предшествует рациональной деятельности человека по оказанию помощи больному, оно иррационально, но настолько сильно, глубинно для человеческой природы, что становится стимулом для медицинской деятельности и формирования медицинской культуры на протяжении всей истории человечества. Сущностным свойством медицинской культуры является цель деятельности человека, создающего ее - это сохранение жизни отдельного человека и человеческого рода в целом. Изначальная ориентированность медицины на сотворение добра в высшем его проявлении для человека – сохранение его жизни – в условиях современной медицинской культуры при определенных условиях видоизменяется, раздваивается, ориентиры добра и зла становятся относительными. Медицинская культура, синтезируя научные и философские знания, вырабатывает свое медико-философское понимание жизни человека, его рождения и смерти.
В конце 20 века возникла биоэтика, ставшая современной формой медицинской этики. Биоэтика возникла, как известно, именно как синтетическая система знаний, призванная сохранить жизнь человеческого рода. Биомедицинская этика стала областью осмысления и поиска решения моральных проблем, возникающих в практической деятельности медицинских работников по мере развития биомедицины, использующей все более сложные технологии вторжения в самые основы жизни человека. Главная особенность этических проблем современной биомедицины заключается в противоречиях, обнаруживающихся при их рассмотрении в различных аспектах и попытках найти комплексное, синтетическое решение. Данные противоречия делают их трудноразрешимыми, а порой и парадоксальными.
Внедрение новейших биомедицинских технологий обнажает связь между достижениями биомедицины и проблемой моральной ценности человеческой жизни. Как это ни парадоксально, но проблема моральной ценности человеческой жизни проявляет себя особенно ярко в процессе использования технологий, обеспечивающих воспроизводство человеческой жизни, медицинских методах и средствах, увеличивающих продолжительность жизни и улучшающих ее качество.
Ситуации морального выбора в медицине возникают все чаще и становятся все сложнее, что делает проблему определения моральных ценностей и норм все более актуальной. Но однозначности нет в связи с моральной многозначностью самих ситуаций реальной практической деятельности медицинских работников.
Биомедицинская этика представляет собой целостное образование духовной культуры общества, порожденное практической и научной медицинской деятельностью. Особая значимость медицинской деятельности для общества расширяет поле медицинской морали, обуславливает ее взаимосвязь с правом и необходимость философско-культурологического и философско-антропологического анализа ее проблем. Традиционная медицинская этика возвнла требование действовать на благо других людей в требование долга, которому медицинский работник должен следовать независимо от своих интересов. Это нравственное требование было зафиксировано уже в «Клятве Гиппократа» и стало обязательным для исполнения нравственным законом. Биомедицинская этика вырабатывает моральные ценности жизни, здоровья, болезни человека, моральные нормы отношения к больному и принципы оказания медицинской помощи.
Моральные ценности составляют ценностное ядро медицины, которое позволяет ей сохранять в самых разных культурно-исторических условиях свою сущность. Они составляют целостную систему ценностей, различающихся по значимости и уровню функционирования. Моральные ценности медицины определяют моральный аспект бытия человека на всех его уровнях - индивидуальном, микро- и макросоциальном, создавая условия для самореализации человека и развития общества. Моральные принципы и нормы профессиональной медицинской этики становятся неотъемлемой частью процесса применения современных медицинских технологий лечения и предупреждения заболеваний.
Основополагающей моральной ценностью медицины является ценность жизни человека.
Моральные нормы медицины регулируют деятельность медицинских работников в соответствии с этой ее главной ценностью. Жизнь является абсолютной терминальной ценностью и выступает в качестве системоообразующегого морального основания всей аксиосферы медицинской культуры. Благом и проявлением милосердия становится то, что сохраняет жизнь при признании ее абсолютной моральной ценности. В то же время в настоящее время благом признается такая жизнь, которая дает человеку возможность проявить себя во всей полноте своих возможностей - духовных, социальных, физических. Ценность жизни именно с таким смысловым содержанием, принятая как абсолютная, как ни парадоксально, но приводит к выводу о том, что любая другая в качественном отношении жизнь не является ценностью. Соответственно различные ценностные основания медицинской деятельности влекут за собой и различные практические действия - применение или отказ от применения тех или иных медицинских технологий, совершение тех или иных действий в отношении человека и изменяющих его состояние здоровья, лишающих жизни или создающих ее.
Все остальные моральные ценности становятся производными от понимания ценности жизни, поскольку они отражают явления, существующие только в процессе жизни. Доброта, милосердие, сострадание, справедливость, ответственность, долг, честь, совесть, достоинство и другие выступают в качестве инструментальных, обеспечивающих моральный аспект деятельности медицинских работников в обществе.
К принципиальным особенностям профессиональной медицинской морали относится ее универсальный, наднациональный, всеобщий характер. В то же время, общеэтические моральные нормы и ценности, становясь ценностями и нормами медицинской этики, теряют свою однозначность, становятся противоречивыми и в ряде случаев парадоксальными. Основные противоречия, приводящие к парадоксальным проблемам и ситуациям, возникают при попытках придать новые смыслы моральным ценностям, составляющим основу медицинской культуры.
Нравственные требования, предъявляемые обществом к медицинской деятельности, очень статичны, мало подвержены изменениям в ходе эволюции медицинской культуры. Одной из главных особенностей профессиональной медицинской этики является то, что моральные ценности, принципы и нормы в медицине становятся основанием для использования медицинских технологий в научной и практической деятельности медиков. В связи с интенсивным развитием биомедицины в 20 – начале 21 веков начался процесс трансформации моральных ценностей, принципов и норм в новые, более приемлемые для создавшихся социокультурных условий формы.
Специфика медицинской этики состоит в том, что правилами и нормами медицинской этики и деонтологии нельзя пользоваться автоматически, без учета конкретных условий и творческого подхода. Жесткое, механическое применение этих норм может привести к тому, что познавательная и практическая ценность деятельности медицинского работника будет сведена к шаблонным, стандартным действиям, которые принесут не пользу, а вред. И это условие деятельности в соответствии с моральными нормами и принципами медицинской этики становится фактором, способствующим переходу абсолютных ценностей в относительные. В связи с популярностью идей концепции качества жизни, моральная ценность жизни человека в ряде случаев начинает рассматриваться как относительная, а не абсолютная.
В медицинской культуре понимание жизни основано на естественно-научных теориях, согласно которым жизнь человека - это, прежде всего, жизнь биологическая, жизнь его организма как белкового тела. В то же время философско-антропологический, аксиологический, социальный компоненты медицинской культуры дополняют понимание жизни человека как феномена, имеющего определенную ценность и имеющего значение для жизни общества.
Н.О.Лосский, рассматривая проблему ценностей в своей онтологической теории ценностей, считал, что «ценность всегда связана не только с субъектом, но именно с жизнью субъекта….Ценность есть бытие в его самопереживаемом или переживаемом другими существами значении для осуществления абсолютной полноты жизни или удаления от нее» [1, с.287].
Исследования в области биоэтики все явственнее обнаруживают противоречие между биологическими основаниями жизни человека и морально допустимыми действиями человека по вмешательству в естественные процессы жизни. Является добровольная эвтаназия благом или злом? Этот вопрос так и остается в моральном аспекте нерешенным, несмотря на ряд принятых этико-правовых и законодательных документов в связи с тем, что жизнь неизлечимо больного, тяжело страдающего человека рассматривается, с одной стороны, как самоценная, а с другой стороны - в ее качественном аспекте. Таким образом, изменение смыслового содержания моральной ценности жизни человека становится моментом возникновения морального парадокса «"смерть - это благо" - "смерть - это зло"», что в свою очередь приводит к неразрешимости проблемы прекращения жизни человека по его собственной воле.
Потребности людей изменчивы, поэтому ценность может иметь различное значение для разных индивидов, обществ и даже одного и того же индивида в разное время. Применительно к медицинской деятельности изменчивость ценностей проявляется на уровне индивида, прежде всего в динамичности ценности собственной жизни и здоровья.
Ценность жизни в экстремальных ситуациях индивидуального бытия трансформируется в соответствии с тем, каким смысловым содержанием наполняется это понятие - жизнь как самоценность или жизнь определенного качества. Наиболее явно это проявляется в экстремальных, кризисных для человека ситуациях, когда возникает вопрос: а зачем теперь жить? Это ситуации, когда жизнь, как в биологическом, так и в психологическом или социальном отношении оказывается под угрозой (диагноз об угрожающем жизни неизлечимом заболевании, инвалидизирующие заболевания). Для людей, оказывающих медицинскую помощь, - это ситуации, когда медицинская наука и/или уровень оказания медицинской помощи не в состоянии продлить жизнь человека, вернуть его к определенному уровню здоровья. Эта проблема оказывается очень острой в условиях современной медицины, в которой уровень медицинской помощи позволяет сохранить достаточно долго биологическую жизнь человека, но оказывается не в состоянии восстановить для полноценной социальной и психологической жизни.
Как это ни парадоксально, но здоровье становится для человека важнейшей жизненной ценностью в ситуациях, когда возникают серьезные нарушения в состоянии здоровья. В остальное время своей жизни человек считает более ценным что-либо другое - материальные или духовные ценности, профессиональную деятельность или благополучие в семейных отношениях и т.д. На уровне общества изменчивость ценность в области медицины проявляется также в отношении здоровья. Здоровье людей выступает в качестве более или менее значимой ценности в зависимости от социокультурных условий в обществе. В условиях социальной нестабильности, социальных катаклизмов (войн, социально-политических революций и т.п.) здоровье как ценность уступает первенство ценности сохранения государства. В периоды стабильной обстановки в обществе здоровье населения становится для государства одной из важнейших ценностей. Таким образом, под влиянием идей ряда этико-философских концепций, внедрения новых биомедицинских технологий и научных открытий, изменения социокультурных условий в целом происходят трансверсии моральных ценностей, в т.ч. и такой, как "жизнь человека".
Моральная ценность "жизнь" абсолютна до тех пор, пока признается, что она есть благо для человека. Как только возникает сомнение на основе анализа, например, качественных характеристик жизни, она тут же переходит в разряд относительных и делает неразрешимыми проблемы, возникающие в многообразных ситуациях медицинской науки и практики, в основе которых лежит решение вопроса - сохранять жизнь или дать ей остановиться. Если ценность человеческой жизни ставится в зависимость от дарований и способностей ее обладателя, от его полезности для общества, то это приводит к ряду негативных последствий и новым вопросам. Какова в таком случае ценность жизни ребенка, инвалида, старика, тяжело больного человека?
Решение этих нравственных проблем происходит как на уровне индивидуального сознания каждого медицинского работника, так и на уровне сознания профессионального сообщества, и на уровне общественного сознания в целом. Каждая из них имеет свою степень сопряженности с философией и правом, и в то же время содержит свои противоречия и парадоксы.
Моральные нормы, принципы и ценности являются основой профессиональной компетентности медицинских работников, обязательны для исполнения и эта обязательность обеспечивается существованием ряда правовых норм. Субъективная система моральных ценностей становится основанием для профессиональной деятельности, соответствующей в той или иной мере этическим и правовым требованиям, предъявляемым к ней. Индивидуальная иерархия моральных ценностей, отклоняющаяся от принятого в профессиональной этике эталона, в области медицины становится источником не только аморальных действий, но и правонарушений.
_________________________
- Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Н.А.Лосский. Бог и мировое зло / сост. А.Поляков, П.Алексеев, А.Яковлев. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, - 1999.
Статья опубликована в сборнике Проблемы модернизации российской государственности: стратегии, институты, акторы. Сборник научных трудов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», Саратов, 22-23 ноября 2010 г. С. 270 – 274.