О философии, психологии и немного о себе
С благодарностью всем моим студентам!
Именно слова моих бывших студентов стали причиной размышлений о моей работе преподавателя философии, психологии, биоэтики.
Студенты всегда разные и все по-разному относятся к тем предметам, которые преподаешь, и с разными знаниями завершают их изучение.
Еще в первые годы работы на последнем занятии я проводила анонимный опрос студентов об их мнении о философии и занятиях по философии. Начинала читать их ответы с некоторым страхом и ожиданием услышать много критических, негативных слов. Но была невероятно удивлена их словами одобрения и даже восхищения, доброжелательными критическими замечаниями и очень редкими, единичными высказываниями о философии как ненужной и неинтересной науке. Слова студентов были для меня главной оценкой моей работы и благодаря им хотелось делать что-то еще, дать больше интересного по каждой теме.
И вот сейчас, когда очень многое в образовании изменилось, снова совершенно неожиданно для меня – добрые слова от бывших студентов, которые помогают работать дальше.
2023 год. (публикуется с разрешения студентки) «Здравствуйте, Марина Николаевна, пишет уже год как выпускница медицинского колледжа направления Лабораторная диагностика, Марина Сулима. Хотела поблагодарить вас за невероятные пары по основам философии и психологии.
Я поступила на биологический факультет ЮФУ, и теперь на каждой паре философии вспоминаю вас и осознаю, как много вы мне дали и как много потеряли мои нынешние одногруппницы, которые не бывали на ваших лекциях. Благодаря вам у меня теперь пять по философии, я знаю базу и могу ею распоряжаться для расширения своих знаний. Вы сильно повлияли на мою личность, за что вам огромное спасибо!»
Больше двадцати лет работы преподавателем, которая началась после защиты кандидатской диссертации по психологии. Работала с интересом, отдавая силы и время разным делам, связанным с работой. Многое сделано. Наверное, можно было бы сделать больше, лучше. Но было так, как было. И достигнуто на уровне работы в колледже преподавателем по максимуму – высшая категория, свой научный студенческий кружок, статус преподавателя, который хорошо работает.
По всем дисциплинам, которые преподавала за эти годы, опубликованы различные работы – от методических разработок для студентов до научных статей и учебников. Были конференции, о которых долго говорили и вспоминали, были студенческие дипломные (ВКР) работы, которые признавались лучшими у студентов их специальности.
Почему все в прошлом времени?
Идут годы, и наша работа меняется, прежде всего, из-за появления новых тенденций в образовании, появления новых ГОС и ФГОС и соответствующим изменением работы. Меняется понимание значимости знаний из философии, психологии, биоэтики. Меняются студенты, и меняемся мы как простые живые люди с разными событиями в своей жизни.
Часто возникали вопросы: зачем все это? Кому это нужно? Не раз хотелось все бросить и вообще уйти из образования. Но дважды, два разных священника на это мое высказанное желание задали один и тот же вопрос: «Хоть один студент есть, которого можно учить?». Я оба раза отвечала: «Есть, и не один». И в заключение они говорили: «Вот и работайте!».
Вот и работаю. С благодарностью моим студентам!