Человек и виртуальная реальность
Виртуальная реальность стала частью бытия современного человека. Она присутствует в жизни большинства людей в виде виртуального пространства интернета, которое в настоящее время успешно конкурирует с другими видами виртуальности, создаваемыми в сознании человека и в символической форме присутствующими в различных произведениях искусства.
В адрес интернета в последние годы раздается все больше критики, которая связана, прежде всего, с его влиянием на человека-пользователя. Вред здоровью, причем обращают внимание в основном на физическое здоровье (гиподинамия, ухудшение зрения и проч.), а в области психического здоровья – на опасность возникновения интернет-зависимости. В то же время в современном обществе активно внедряются интернет-технологии во все сферы жизнедеятельности человека, начиная с общественной и политической жизни и заканчивая личной жизнью каждого человека. Медицина и образование, конечно, идут в первых рядах этих преобразований.
Но что происходит с человеком, жизнь которого раздваивается и протекает в двух реальностях – виртуальной и действительной? Что дает ему виртуальность интернета для работы, отдыха, личной жизни? Как влияет на внутренний мир человека информация, которую пользователь вольно и невольно воспринимает в интернет-пространстве?
Несколько лет назад, зная, что практически все наши студенты-первокурсники – пользователи тех или иных социальных сетей, я предложила заинтересовавшимся проблемой виртуальности студенткам, провести небольшое исследование и проанализировать, какие духовно-нравственные ценности и мировоззренческие идеи содержатся в публикуемых «афоризмах» на страницах наиболее востребованных социальных сетей – ВКонтакте и Однослассниках. Получилась достаточно интересная работа, которая потом докладывалась на конференциях, в т.ч. и студенческой интернет-конференции (IY Студенческая международная заочная научно-практическая конференция, Москва, 2013).
Сегодня существование человека в этой двойственной виртуально-действительной реальности порождает новые философские и психологические проблемы. Интересно, что эти проблемы вызывают интерес у тех, кто учился в школе, вырос, уже активно используя интернет в своих ноутбуках, смартфонах и прочем. Проблемы всегда требуют решения, хотя бы движения к их решению. Многих интересует проблема виртуальности, разнообразные проблемы интернета, некоторые стремятся разобраться и среди них оказались и студенты -будущие медики.
Личное мнение, собственная искренняя заинтересованность, желание разобраться в проблеме и донести до других свои выводы – это несомненная ценность сделанных докладов. Психологическая научная обоснованность, стремление к теоретическим, философским обобщениям лишний раз подтверждают, что юность – это время критического осмысления действительности, рождения собственных взглядов и жизненных позиций. В целом все это превратило простенькое заседание научного студенческого кружка в интересную тематическую конференцию «Человек и виртуальная реальность» (16 марта 2017).
Значение интернета в профессиональной деятельности медицинских работников
Вилкова В.
Интернет - всемирная база данных. В первую очередь благодаря интернет интернету многие из нас оказались в этом учебном заведении. Например, узнала о колледже РостГму именно из интернета, когда искала, в какое учебное заведение мне поступить. Например, из слов моих одногруппников они поступили сюда узнав о заведении у знакомых, но перед тем как подавать документы они узнавали о колледже именно на официальном сайте. То есть, абитуриент ищет информацию о привлекательных для себя заведениях в интернете. На официальном cайте можно узнать много информации благодаря которой, абитуриент выбирает для себя главное и думает поступать ли или нет? Могу сказать по собственному опыту, что я, прочитав информацию о медицинском колледже мед. университета, сразу подала сюда документы для обучения.
Современный мир не мыслим без интернета, который поник во все сферы нашей жизни, включая образование и медицинскую деятельность. Каждый человек имеет такие возможности, как дистанционное обучение. Очень большую роль в образовании играют онлайн-библиотеки. В обучении можно получить через интернет учебные материалы, пользоваться электронными библиотеками. Можно иметь свой личный кабинет на сайте, например, Донкой публичной библиотеки и заказывать необходимую литературу в электронном виде. Интернет дает широкий доступ информации во всем мире. Роль всемирной сети в обучении весьма весомо, потому что экономит наше время и повышает эффективность самого процесса получения образования. Дистанционное обучение позволяет взаимодействовать учащимся и преподавателям между собой на расстоянии.
Великая сеть, опутавшая весь мир, пытается сейчас заменить собой все: почту, театр, кинематограф, библиотеку, личное общение. Но как в свое время телевидение не отменило театр, так интернет не сможет заменить библиотеку. Американский математик Джон Аллен Паулос говорил про интернет так: «Интернет- крупнейшая в мире библиотека, только все книги разбросаны по полу».
Умение пользоваться ресурсами интернета-большое благо и большая выгода, но извлечь для себя что-то полезное из того, что не зря зовется паутиной, сможет только тот, кто умеет находить, оценивать и исследовать найденную информацию. И нет на свете заведения, способного лучше, чем библиотека научить человека работать с информацией.
У интернета есть свои «но».
Ведь одно дело использовать всемирную паутину ля поиска информации в электронном виде вместо обычных изданий, другое - скачать готовую работу. Некоторые используют материал просто в качестве варианта или расширения кругозора. Но бесспорно то, что правильность и надежность информации, выкладываемой во всемирной паутине в виде готовых работ, часто никто не проверяет, поэтому относиться к ней необходимо с осторожностью. Конечно, качество знаний, приобретаемых таким образом, говорит само за себя.
Сеть интернет вошла в работу врачей, медсестер не только как источник информации, она как средство общения обмена опыта с коллегами из других городов, стран. На сегодняшний день компьютерные технологии все более прочно входят в медицину, и уже не в качестве высокоточных диагностических приборов, а виде практических равноправных помощников, позволяя передавать на расстояния огромный объем медицинской информации. Доступна достоверная информация которую предлагают врача и медсестрам надежные ресурсы сети, в которой указывается эффективность новых методов лечения и диагностики на основе принципов доказательной медицины ,что способствует повышению качества диагностики , лечения, и безопасности оказываемых услуг пациентом.
Интернет-медицина:
1.Лечебно-консультативная работа:
Консультация- консилиумы , проведение операций с использованием интернет-технологий.
Консультация- например телемедицина. Больной сидит где-то перед пк, а врач может следить за пациентом.
2.Образование:
Повышение квалификации, курсы специализации ля врачей и других специалистов.
3.Научная деятельность:
Интернет-конференции, семинары.
4.Реклама медицинских учреждений и медицинских услуг.
Пользование интернетом имеет и свои негативные стороны для жизни самого человека - пользователя. Интернет часто отнимает больше времени чем там нужно проводить.
Влияет на все психические процессы социально-психологического развития.
Вызывает дезадаптация, что становиться развитием интернет-зависимости.
Таким образом, сеть интернет имеет ряд преимуществ в образовании. Несмотря на то, что интернет не может заменить книги реальные занятия с преподавателем ,он является лучшим инструментом для тех, кто желает получить углубленное знание в каком-либо предмете , или в любой деятельности человека.
Влияние интернета на психическое здоровье человека
Губарева М., Колиух Е.
Сложно представить современного человека без таких составляющих деловой жизни, как мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки и пр. Даже не имея стационарного компьютера и ноутбука, у каждого из нас есть телефон, а вместе с ним к нам пришел мобильный Интернет. Интернет притягивает человека, заманивает своими возможностями. Бесспорно, Интернет дает нам огромный поток информации. Не надо бродить по библиотекам, чтобы найти новую информацию, завести новых друзей. Сейчас, не выходя из дома, мы можем посетить любую точку мира, познакомиться с людьми, живущими на другом краю материка. Человек хочет самовыражения, но он скрывается под аватаром, придумывает себе Ник, начинает проживать не свою, а виртуальную жизнь. Реальные люди отходят на второй план, их заслоняют интернет-игры, общение с виртуальными собеседниками, путешествия по сайтам...
Что же происходит с человеком, который погружается в Интернет-паутину? Как изменяется его психологическое состояние, его психическое здоровье?
Все меньше у человека, становящегося пользователем интернета физической нагрузки, все больше нагрузка на зрение, нервную систему, идет изменение всего образа жизни человека. В этом новом образе жизни одновременно существуют виртуальная и реальная действительность. Это удвоение реальности, специфика виртуального пространства оказывает влияние на психологическое и духовное состояние человека, все его здоровье, деятельность, взаимодействие и общение с другими людьми. Влияние виртуального мира интернета настолько сильно, что может формироваться зависимость от него.
Виртуальность интернета оказывает на здоровье преимущественно негативное влияние.
Медико-социальные исследования показывают, что использование интернета приводит к гиподинамии, негативным изменениям опорно-двигательного аппарата (сколиоз, артроз, варикозная болезнь), ухудшению зрения, нарушениям деятельности желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.
В психологических исследованиях по развитию таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление показано деформирующее влияние интернета на развитие многих видов памяти и мышления, торможение формирования ряда их свойств.
В социально-психологических исследованиях агрессии человека показано стимулирующее влияние информации, полученной человеком о различных формах агрессивного поведения, на развитие у него склонности к насилию, проявлению агрессии (теории социального научения А. Бандуры).
В социологических и педагогических исследованиях показано влияние интернета на развитие эстетических интересов, моральных качеств, духовных интересов личности.
Интернет в настоящее время концентрирует в себе разнообразные виды информации о всех сферах жизнедеятельности человека в реальной действительности – наука, образование, искусство во всех формах, политика и общественная жизнь, спорт и различные виды развлечений, семейная жизнь и бытовая сфера, здоровье и болезнь, религия и философия. И все эти виды информации человек получает с возможностью общения с другими людьми, возможностью высказывать свое мнение по любым вопросам.
Мы живем в информационном обществе и поток информации постоянно увеличивается. Восприятие, понимание (осмысление) и запоминание большого объема разнообразной информации, предоставляемой интернетом, может вызывать у пользователя информационный стресс.
Содержание информации из многих интернет-ресурсов ведет к изменениям в психо-эмоциональном состоянии человека. В интернете человек получает возможность избавиться от отрицательных эмоций (получить эмоциональную разрядку) и получить положительные эмоции. В ряде случаев происходят и неожиданные для пользователя противоположные изменения: при исходном нейтрально-положительном состоянии он получает в интернете информацию, изменяющую его состояние на противоположное, с интенсивными негативными переживаниями (страх, печаль, уныние, апатия, гнев и т.п.).
Любое значимое для человека событие, любой объект вызывает у человека эмоциональные реакции и переживания. В интернете эмоциональные переживания возникают постоянно и достаточно интенсивные. Поток информации в полной мере не контролируется пользователем, т.к. с одной стороны сам человек не всегда осознает причину своего выбора, с другой стороны, в интернете владельцами сайтов, информационных порталов, социальных сетей используются технологии, незаметно для пользователя влияющие на его выбор. Но при этом в восприятии той или иной информации всегда проявляются потребности личности, ее интересы. Виртуальность открывает широкие возможности для проявления всех, как положительных, так и отрицательных свойств человека. Таким образом, восприятие информации усиливает проявление всех качеств личности человека.
Эмоциональная сфера человека неразрывно связана с жизнедеятельностью его организма, со многими физиологическими процессами в его органах и системах. Эмоциональные переживания больше всего затрагивают: сердечно - сосудистую, дыхательную, пищеварительную, нервную, эндокринную системы. В результате физиологические и психические процессы могут как активизироваться, так и тормозиться, нарушаться.
Эмоциональные переживания в той или иной степени изменяют состояние сознания и протекание всех психических процессов (внимание, мышление, память, воображение, восприятие).
Активное, продолжительное время использования пользование интернет-ресурсами приводит к изменениям
- внимания: снижается и даже утрачивается способность концентрировать внимание на какой-либо информации, объекте. Это свойство внимания оказывается ненужным при восприятии потока разнородной информации.
- памяти: совершенствуется кратковременная, оперативная, образная память, но тормозится развитие долговременной, словесно-логической памяти.
- восприятие: используется зрительное и слуховое восприятие, одномоментное, непроизвольное восприятие используется в той же степени, что и произвольное, преобладает одномоментное, без анализа структуры и свойств объекта восприятие. В виртуальном пространстве интернета искажается восприятие пространства, времени, движения, свойств объектов. Пространство расширяется и включает в себя все известные пользователю области не только земного, но и космического, и подводного, и подземного пространства. Оно расширяется в историческом времени, движение в этом виртуальном пространстве и времени приобретает скорость... скорость работы компьютера.
Время в виртуальном мире для пользователя замедляется и поэтому расхождение с реальным может составлять многие часы. «Зашел в интернет на полчала – в реальном времени прошло три».
Наиболее значительные изменения происходят с процессами мышления и качествами личности пользователя.
- под влиянием виртуальности интернета развиваются такие виды мышления, как практическое, алгоритмическое, эмпирическое, наглядно-образное, художественное, аутистическое (принцип удовольствия), а развитие необходимых для освоения теоретических знаний, творческой деятельности видов мышления (теоретическое, эвристическое, творческое, абстрактно-логическое, логическое).
В последние годы (последнее десятилетие) психологами был установлено появление нового типа мышления, возникшего в связи с активным использованием с раннего детского возраста интернета, который получил название «фрагментарное» или «клиповое» мышление.
Отмечая некоторые преимущества этого вида мышления, специалисты отмечают и его значительные недостатки.
Психическое здоровье – это интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и зависит от состояния головного мозга.
Критериями психического здоровья являются:
1. соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий;
2. адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
3. адаптивность в микросоциальных отношениях;
4. способность к самоуправлению поведением, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении.
Манипуляция массовым сознанием через глобальную сеть Интернет
Лысенко А., Багамаева З.
Сегодня развитие и внедрение информационных технологий, если посмотреть с одной стороны - помогает иметь в доступности огромное количество разнообразной информации, облегчая тем самым нашу жизнь, с другой же стороны - расширяет границы ненужной информации, которая формирует неправильное мнение и иногда даже опасную реакцию.
Интернет – глобальное виртуальное пространство. Виртуальное в своём исконном смысле, переводимое как обладание врожденной энергией для продуцирования определенных воздействий. [1]Манипуляция массовым сознанием - один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путём создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.[1]Манипулирование – процесс идеологического и социально- психологического воздействия на людей с целью изменения их поведения вопреки их интересам. Как указано в монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность, повторение, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов и т. д. [2] Манипуляция — это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить». Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка».[1]
На сегодняшний день в связи с расширением влияния Интернета тема манипулирования становится более актуальной, поскольку данная виртуальная среда предоставляет более широкие, в сравнении с радио и телевидением, которые в свою очередь, оказывают влияние на человеческое сознание и, как следствие, поведение. Интернет сейчас – объединение миллиардов информационных ресурсов в виде информационных, новостных, развлекательных, игровых, медиа и других порталов. Объединение триллионов мыслей миллиардов людей. Площадка, «драки» и обсуждения. Место, где женятся и разводятся, виртуальные романы, рождаются и умирают, устанавливают деловые контакты, занимаются профессиональной деятельностью (консультируют, обучают, торгуют и др). При наличии навыков, например, красноречия и определённой грамотности активные пользователи могут воздействовать на большие массы интернет-- пользователей через свои блоги, сайты, форумы, статьи.
Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее количество граждан служит пассивным объектом информационного воздействия: не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. [3]Виды манипуляции:
1. Интеллектуальное манипулирование (навязывание человеку мнений, точек зрения);
2. Манипулирование потребностями (использование желаний, влечений, интересов партнера);
3. «Духовное» манипулирование (формирование определенных идеалов и ценностей);
4. Манипулирование чувствами (использование эмоций, страстей партнера);
Символическое манипулирование (формирование устойчивой реакции на определенные символы).
Приемы манипулирования:
1. Утаивание части информации или искажения ее;
2. Использование лести;
3. Проявление жалости, вызывание жалости или чувства вины;
4. Использование шуток, юмора для лишения партнера психологического
равновесия (как вербальное, так и невербальное, причем невербальные средства несут от 60 до 90% всей информации);
5. Ссылка на авторитета;
6. Ссылка на дефицит времени.
У каждого человека есть склонность к манипулированию, но выражена она в различной степени. В определенной мере формирование манипулятивных склонностей связано с борьбой за выживание (в жизни, в интернете, в конкретной ситуации).
Технологии манипулирования сознанием используются в соответствии с целями манипулирования и психологическими особенностями объекта манипулирования.
Во-первых, используются манипуляции психологическим состоянием людей их потребностями (любовью, страхом, неуверенностью в себе, виной, жалостью и т.п.). Периодически и повсеместно человек сталкивается ними. О них есть множество статей различного качества.
К приемам такого манипулирования относятся:
• «Навешивание ярлыков». Манипулятор сознательно оскорбляет человека либо объект обсуждения. От количества негативной информации окружающие тоже начинают отрицательно думать о предмете обсуждения, а человек оскорбляется или иным способом ощущает негатив. Таким образом, манипулятор добивается цели – опорочить идеи, какой-либо объект или человека. (К примеру, всем известный «ярлык»: вызови скорую и она приедет только через несколько часов. Стоило произойти несколько раз такому случаю и на медицинских работниках поставлено клеймо).
• «Сияющие обобщения». Этот прием манипуляции людьми обычно применяют пиарщики с целью формирования положительного образа продукта или человека. Он основан на использовании положительных эмоций и образов у окружающих. Достигается этот эффект при помощи слов, несущих позитивный смысл. Так рекламируются новые товары, услуги, в том числе и медицинские.
• «Ссылка на авторитеты». Техника манипуляции людьми в этой случае основана на цитировании высказываний или фраз авторитетных известных личностей.
• «Игра в простонародность». Манипулятор, чтобы стать ближе к народу, играет роль простого человека. Показывает публично, что он такой же, как и все, ради формирования положительного имиджа и доверия людей.
• «Перетасовка» или «подтасовка карт». Манипулятор намеренно выбирает несколько приблизительно одинаковых фактов. Таким образом, показывается лишь одна сторона проблемы, выгодная манипулятору [4].
Таким образом, в случае любого межличностного общения: задали ли вы вопрос на форуме, Mail.ru-ответах, Google-ответах и т.д. – имеются все шансы получить сообщение с манипулятивным посылом.
Во-вторых, (манипулирование общественным мнением и поведением масс людей-- используется в политических целях ). Мы часто не задумываемся о том, что нашим сознанием могут манипулировать. Но наше подсознание наполнено фразами, картинками и звуками, которые мы когда-либо слышали или видели. Каждый фрагмент жизни, замеченный нами, откладывается в нашем подсознании, как в копилке. Мы покупаем то, о чём «слышали». [1] . Проще говоря, путем определенной последовательности манипуляция идет работа над нашим подсознанием.
К современным принципам манипуляции общественным сознанием относят:
− принцип последовательности, то есть последовательной подачи информации;
− принцип авторитета. Каждый знает, как начинают нас ценить и прислушиваться к нам, когда мы говорим, что пришли по поручению директора, генерала, из администрации и т.д.;
− принцип благосклонности;
− принцип заразительности. Этот метод основан на механизмах манипуляции сознанием, срабатывает благодаря нашему бессознательному стремлению делать то же самое, что и остальные.
Таким образом, степень внушаемости, критичности у каждого своя.
В-третьих, манипулирование психо-эмоциональным состоянием с использованием цвета, звука, компьютер графики. Например, рекламист Евгения Кретов: «Какие цветовые гаммы лучше использовать в рекламе». Рекомендует использовать в рекламе определенные цвета с целью вызвать те или иные чувства, эмоции, состояния. «Цвет – уникальная штука, способная управлять настроением и Вашим внутренним состоянием.
Если Вы рекламируете услуги страхования, то нужно выбирать солидные цвета, внушающие спокойствие, уверенность в завтрашнем дне, защищенность. Таким цветом может быть синий или коричневый. Эти цвета внушают уверенность и надежность.
Цвета, вызывающие тревогу, используются с целью вызвать страх потерять что-то (кого-то) очень ценное для тебя. Это очень мощный психологический прием, который великолепно работает, например, на фирму “Ренессанс Страхование». [5].
К примеру, большинство сайтов с любовной тематикой используют розовый цвет, как признак нежности, доброты, мечтаний; белый- как носитель чистоты, невинности и истины; голубой- символ умиротворения; красный- страсти. В общем, цветовое сочетание дает некое успокоение душе. Рассмотрим также сайты, на которых идет пропаганда суицида. Здесь идет преобладание мрачных, холодных тонов, которые, безусловно, вызывают чувство отчуждения, одиночества. Вся эта темная масса давит на сознание, угнетая ситуацию посетителя данной страницы.
В-четвёртых, положительные и отрицательные социальные стереотипы формируются при помощи манипулирования, подачей той или иной информации, и всё, что из них следует: традиция, культура, законы и мораль.
Как следствие, нужно постоянно контролировать входящий поток информации, чтобы дальнейшие действия были не тем, что желательно для другого. Необходимо критично мыслить и отделять объективные данные о реальных явлениях от мнимых, разбираться в разнообразных явлениях действительности для выявления манипуляций фактами и т.д..
Рекомендации:
Если вы остались недовольны собой после общения с другим человеком, мысленно возвращаетесь к завершившейся беседе, заново проигрываете и переигрываете ситуацию, то либо вы не уделили достаточно внимания периоду подготовки к беседе, и тогда результаты ее анализа следует принять во внимание для дальнейшего общения, либо следует квалифицировать поведение партнера как манипулятивное и в дальнейшем принять меры, чтобы ситуация не повторилась.
Интернет-зависимость в жизни человека
Нечаева Е.
Термин «интернет-зависимость» был предложен Гольдберг (1996) для описания непреодолимого желания пользоваться интернетом. В последнее время также приобрел популярность термин «патологическое использование компьютера» (PCU – pathological computer use), который употребляется для идентификации ситуаций, где компьютер используется для получения информации чрезвычайно широкого, далеко выходящего за пределы профессиональных интересов содержания.
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
В настоящее время в науке известны различные виды зависимостей человека от химических веществ, биохимических и психологических. Интернет-зависимость является отдельным видом зависимого поведения человека от пользования интернетом. Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования Московских психологов многие Интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети, и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение.
Психологические признаки интернет-зависимости включают в себя:
- несколько повышенное настроение;
- неудержимое влечение к выходу в интернет;
- увеличение количества времени нахождения в интернете;
- трудности прекратить сеанс связи;
- нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, дисфория, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, чувство скуки) вне общения с компьютером;
- потеря интереса к семье, работе, прежним увлечениям;
- безответственность, невыполнение обязанностей на работе и дома, частые ошибки в производственной деятельности;
- проблема патологического использования интернета;
- проявляется деформация ценностей.
По данным ряда психологических исследований, большинство зависимых от Интернета пользователей вспыльчивы. Все это свидетельствует об отклонениях в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изменении психического состояния людей: снижении настроения, активности, ухудшении самочувствия, дисфории вплоть до депрессии. Существуют следующие потенциально негативные трансформации личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий: крайние формы увлечения компьютерными играми, своеобразная «зависимость» от интернета, аутизация, диссинхрония (неравномерность) развития.
Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. Сегодня психологами и исследователями проблем интернет-зависимости выделяются пять основных видов:
- Самым распространенным видом интернет-зависимости считается зависимость в общение в интернете. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты.
К группе риска данной формы интернет-зависимости относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей. Исследователи, изучающие феномен интернет-зависимости, выяснили что люди, не попадающие в «сети» интернета так же, как и в них попавшие, общаются со знакомыми и друзьями в онлайне (хотя основная их цель нахождения в «паутине» — это поиск информации), но это общение в основном ограничивается лишь поддержанием уже имеющихся контактов.
Ещё одной причиной появления интернет зависимости, тесно связанной с предыдущей, является невозможность самовыражения в реальности. Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в общем неуверенный в себе человек, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания.
• Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.
Навязчивый веб-серфинг предполагает неупорядоченный поиск информации, лишенный всякой цели и смысла. Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылкам... В итоге это бессмысленное блуждание и непрекращающийся поиск информации приводит к потере продуктивности и информационной перегрузке.
• Следующий вид интернет-зависимости – игровая зависимость. Она проявляется в безудержном стремлении участвовать в интернет играх.
Почему люди начинают играть в онлайн игры? А есть люди, которые пытаются добиться превосходства, не тратя на это больших усилий. Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре «Танчики» — вполне даже возможно.
Многие игроманы даже тратят реальные деньги, чтоб как-то улучшить своих персонажей (например, в таких РПГ играх как WorldofWarkraft) и добиться мнимого превосходства. Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть дни напролет.
Кстати, этот побуждающий фактор интернет-зависимости (стремление стать лучшим, стать первым) может находить выражение не только в онлай-игрушках. Например, в тех же соцсетях, на сайтах и форумах, где пользователи сравниваются по рейтингу (какие-то баллы и уровни за активность, виртуальные деньги, количество друзей и т.д.). Чем больше у тебя балов, тем выше ты располагаешься в рейтинге. Конечно, виртуальное превосходство в отличие от реального не дает полной удовлетворенности, но зато добиться его значительно легче.
Погоню за рейтингами можно прировнять к игре. То есть человек постепенно втягивается и становится зомби по причине того, что попросту не хотел делать нелюбимую работу, выполнять свои обязанности, решать сложные вопросы и принимать непростые решения? Игры сделаны специальным образом, принуждающим вас судорожно играть даже в то время, когда процесс не доставляет вам настоящего удовольствия. Интернет-зависимость, связанная с азартными онлайн-играми во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги. Онлайн-казино, которых сегодня в интернете великое множество, заманивая десятки тысяч новых пользователей ежедневно, воссоздают соблазнительный и реалистичный мир традиционных казино. Симптомы интернет-зависимости этого вида, а также ее причины и последствия сродни тем, что и у обычной игромании (игры на деньги). Разве что есть какие-то незначительные нюансы. А вот доступность, а соответственно и вовлеченность во много раз превосходит показатели обычных игровых заведений.
В докладе Американской Ассоциации Психологов, посвященом проблеме интернет зависимости говорится, что данное пристрастие затягивает людей значительно сильнее, чем казино или обычные игровые автоматы. Также там было отмечено, что в группу риска попадают в первую очередь подростки, среди них зависимость от игр на деньги в интернете встречается намного чаще.
Перечень основных видов зависимостей от интернета можно расширить, добавив туда: хакерство; непроизвольную тягу к покупкам вещей на интернет-аукционах и в онлай-магазинах; бесконечное скачивание с торрент трекеров видео и аудио материалов в целях создания собственной базы, сексуальную интернет-зависимость и тд.
Сейчас я хочу предложить вам самим оценить, насколько вы зависимы сейчас от интернета. Я буду читать высказывания, а вы отметьте для себя, есть это у вас или нет.
• Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние.
• Вы не отходите от монитора.
• Вы не ходите в гости, реже встречаетесь с друзьями, т.е. потихоньку теряете контакты с людьми в оффлайне.
• Вы постоянно обновляете страничку в соцсетях, часто проверяете e-mail почту, аккаунт на сайте знакомств и т.д.
• Обсуждаете компьютерную тематику даже с людьми, которые не понимают в данной области.
• Вы теряете чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.
• Во время пользования интернетом забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.
• Сайты вы посещаете не с целью найти нужную информацию, а заходите на них бесцельно и механически.
• Тратите немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытаетесь скрыть это от близких.
• На физиологическом уровне вы чувствуете последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания.
• Замечаете, как близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что вы слишком много времени проводите в Интернете
Причинами интернет-зависимости, по мнению ученых является то, что часто люди «сбегают» в сеть от какой-то неудовлетворенности и проблем. Вы используете интернет для работы, но замечаете, что постепенно забываете о делах и переключаетесь на бестолковое времяпровождение? Начните засекать и анализировать время, проведенное в интернете. Подсчитайте сколько приблизительно минут или часов вы тратите на что-то важное и необходимое. Пусть это время будет вашим дневным минимумом. Каждый день, заходя в интернет, старайтесь уложиться в этот временной отрезок. Это даст вам возможность распределить рабочее время наиболее эффективно. Также в целях продуктивности деятельности и профилактики интернет зависимости рекомендую составлять список сайтов (можно в уме) которые надо посетить и тем нуждающихся в рассмотрении.