Мировоззренческие основы волонтерства в медицине (2013)
Прошло уже несколько лет со времени проведения конференции, посвященной проблемам волонтерства в медицине. Тема волонтерства в то время активно обсуждалась в обществе, появлялись волонтерские организации, определялись направления и формы деятельности добровольцев. Участие в волонтерской деятельности воспринималось как проявление лучших человеческих качеств – сострадания ближнему, милосердия, альтруизма.
Область медицины и здравоохранения была и до сих пор остается в значительной степени «закрытой» для активной деятельности волонтеров. Медицина – особая область деятельности людей. Помощь людей «со стороны» в этой области связана с соблюдением ряда правил (административно-правовых, этико-психологических и других), определенных знаний в области медицины, позволяющих именно помогать, а не вредить, пусть даже невольно. А потребность в помощи, особенно у пациентов, огромная. Эти вопросы были и остаются актуальными и в наши дни.
Конференция была действительно интересная, охватившая наиболее актуальные проблемы деятельности волонтеров в области медицины и здравоохранения. Информация об этой конференции в рабочем отчете отражает содержание конференции в целом, а несколько из прозвучавших на конференции докладов и выступлений позволяют в большей степени познакомиться с затронутыми вопросами.
В отчете о конференции сказано: «19 ноября 2013 года в колледже РостГМУ состоялось открытое заседание научного студенческого кружка по философии и психологии в форме тематической конференции «Мировоззренческие основы волонтерства в медицине». На конференции присутствовали студенты и преподаватели колледжа и других учебных организаций, представители волонтерских движений г. Ростова-на-Дону, представители Ростовской-на-Дону Епархии РПЦ. В представленных докладах и выступлениях отмечалась не только социальная значимость добровольческого движения для развития общества, но и глубокая духовно-нравственная основа этого явления, определяющая качественные особенности мировоззрения волонтеров, приобретающее особое значение в их деятельности в области медицины и здравоохранения.
В докладе «Волонтерское движение в современном российском обществе и медицине» (Монина Е., студентка 2 курса, спец. Лечебное дело, научный руководитель – Жарова М.Н., к.ф.н., преподаватель колледжа) были представлены результаты анализа волонтерства как социального явления в социально-философском и этическом аспектах. Приведенные данные сследования мотивов волонтерской деятельности продемонстрировали наличие разнородных мировоззренческих позиций современных волонтеров. Было отмечено, что волонтерская деятельность в области медицины требует соблюдения не только общих гуманистических принципов волонтерской деятельности, но и принципов, правил и норм медицинской этики, знания современных проблем биоэтики, наличия ряда духовно-нравственных качеств личности.
В докладе «Христианские основы волонтерского движения в медицине» (священник Александр Новиков, руководитель сектора по работе с медицинскими учреждениями Ростовской-на-Дону Епархии) была показана взаимосвязь идей христианского милосердия, благотворительности и добровольной бескорыстной помощи нуждающемуся, которые составляют объединяющую основу христианской и медицинской этики. Было отмечено, что традиционная деятельность сестер милосердия и деятельность добровольцев имеет общие черты и определенные различия: сестринское служение включает в себя христианскую духовную помощь, что не входит в функции волонтера.
Актуальные вопросы подготовки современных волонтеров были освещены в докладе «Проблемы подготовки волонтеров для работы в области медицины и здравоохранения» (Коцарь А.Б., преподаватель Епархиальных курсов сестер милосердия при НОУ «Образовательный центр «ЛИЦЕЙ»). Коцарь А.Б. обратила внимание на проблемы волонтерского движения: отсутствие регламентации деятельности волонтеров; ее зависимость от решения руководителя медицинского учреждения; необходимость соблюдения требований к состоянию здоровья волонтера; наличие добровольного информированного согласия пациента на участие волонтера в оказании ему медицинской помощи; соблюдение волонтером требований медицинской этики и необходимость психологической подготовки волонтеров к общению с различными типами пациентов. Опыт работы Епархиальных курсов сестер милосердия показывает востребованность подготовки волонтеров в области оказания медицинской помощи различным категориям граждан.
Единство гуманистических идей светского общества, идеи милосердия и благотворительности мировых религий было показано в докладе «Милосердие и общество Красного Креста» (Батищева Т., студентка 1 курса отделения «Сестринское дело», научный руководитель – Шимко Л.А., преподаватель колледжа). Современное Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца объединяет в себе различные формы добровольной благотворительной помощи нуждающимся в различных странах мира на основе единства идей милосердия и человеколюбия, являясь примером высокоораганизованной гуманистической деятельности. Волонтерская деятельность студентов колледжа из отряда «Ангелы милосердия» осуществляется в тесном сотрудничестве с региональным отделением Российского общества Красного Креста.
В докладе «Помощь людям с наркотической и алкогольной зависимостями» (Соломония И.В., руководитель отдела ресоциализации РООО «Ростов без наркотиков») была показана роль волонтерской деятельности в ресоциализации людей с наркотической и алкогольной зависимостями, основанной на идее «Делание добра – замена зависимости». Опыт работы РООО «Ростов без наркотиков» показывает эффективность духовно-нравственной и социальной реабилитации людей, имеющих зависимости, через приобщение к идеям христианства, волонтерскую деятельность на благо других и здоровый образ жизни.
На конференции выступили Черкашина М.О. (член координационного Совета общественной организации «Наше будущее без абортов»), Иеродиакон Тихон (Балабанов), преподаватель, секретарь Воспитательского Совета Донской Духовной Семинарии, Шимко Л.А., преподаватель колледжа РостГМУ, Исаева Т.Н., заместитель директора колледжа РостГМУ по практическому обучению, студенты.
Черкашина М.О. рассказала о деятельности организации по пропаганде вреда и недопустимости абортов, волонтерской помощи беременным и женщинам с детьми, находящимся в сложных жизненных ситуациях и других формах осуществляемой волонтерской помощи.
Иеродиакон Тихон (Балабанов) в своем выступлении отметил обширность и значимость проводимой волонтерской работы и актуальность создания информационно-координационного центра волонтерской деятельности, объединяющего светские и религиозные силы волонтерского движения в области медико-социальной помощи различным категориям граждан.
Шимко Л.А. в своем выступлении отметила важность объединения усилий Церкви и медицины в сохранении и восстановлении здоровья человека как гармоничного состояния духовного и физического здоровья, востребованность волонтеров в обществе, в том числе и в таких масштабных организациях, как Российское общество Красного Креста.
Исаева Т.Н. выразила благодарность за выбор столь актуальной и многогранной темы для обсуждения на открытом заседании студенческого кружка, а также возможность узнать мнение о различных направлениях волонтерской деятельности от приглашенных участников; отметила наличие многих духовно-нравственных качеств личности, необходимых для волонтерской деятельности, у студентов колледжа, включающихся в процессе профессионального обучения в различные виды волонтерской помощи – в домах ребенка, отделениях лечебных учреждений города, благотворительных акциях и мероприятиях.
Подводя итоги конференции, Жарова М.Н. отметила несомненную актуальность проблемы мировоззренческих основ волонтерства и ее многоплановость, важность подготовки волонтеров для работы в области медицины и наличия у них духовно-нравственных качеств личности, являющихся значимыми для будущей профессиональной деятельности» [.
http://rostgmu.ru/archives/5940 ].
Волонтерское движение в современном российском обществе и медицине
Монина Е.
Волонтерство стало привычным элементом жизни современного общества. Все большее количество людей вовлекается в волонтерскую деятельность, которая осуществляется в самых разнообразных формах. Волонтерство широко распространено в зарубежных странах – США, Франции, Нидерландах, Канаде, Японии и многих других. С 1920 года волонтерство получает международное признание, появляется первая международная волонтерская организация – Международная Гражданская Помощь (SCI или Service Civil International). Старейшей организацией, оказывающей безвозмездную помощь нуждающимся, в том числе и во время войн и вооруженных конфликтов, является Международный Комитет Красного Креста (МКК). Ряд волонтерских организаций работают под эгидой ООН и ЮНЕСКО.
Оно стало значительным социальным явлением, в котором соединяется индивидуальная и совместная добровольческая деятельность людей по оказанию бескорыстной помощи нуждающимся. Волонтерство как социальное явление существует в виде общественного движения, включающего в себя ряд объединений, организаций, фондов, осуществляющих добровольную и безвозмездную помощь нуждающимся людям. В нашей стране оно получает все большее распространение.В обществе нарастают тенденции к интеграции и централизации, объединению добровольческих организаций. В нашей стране существует Российский центр развития добровольчества, Союз добровольцев России (СДР), региональные и другие объединения.
Волонтерская помощь осуществляется в различных сферах жизнедеятельности общества по двум основным направлениям:
1. в тех сферах, где существуют объективные факторы, определяющие потребность в помощи людям ( природные катаклизмы, нерешенные социальные и экономические проблемы и т.д.),
2. в тех сферах, где существует недостаток трудовых ресурсов, обусловленный социально-экономическими, демографическими, организационно-административными и другими причинами (использование волонтеров как бесплатной рабочей силы).
В рамках этих направлений волонтеры оказывают помощь в решении таких социально-гуманитарных проблем, как профилактика алкогольной и наркотической зависимости, профилактика ВИЧ/СПИДа и других заболеваний, ресоциализация лиц с алкогольной и наркотической зависимостью, помощь инвалидам, детям, престарелым, малоимущим, пострадавшим при стихийных бедствиях и катастрофах, охрана окружающей среды и других.
Современной формой волонтерской деятельности становится корпоративное волонтерство, которое представляет собой форму профессиональной деятельности сотрудников учреждений и фирм, бесплатно выполняемую на благо окружающих. Это безвозмездное оказание услуг (медицинских, юридических, ремонтных и др.) определенным категориям нуждающихся. Например, проведение бесплатных медосмотров и консультирования лиц без постоянного места жительства.
В то же время волонтерство часто оказывается предметом общественных дискуссий. Отношение к нему в нашей стране неоднозначное. С одной стороны, благодаря благотворительности решаются актуальные социальные, научные, культурные и другие проблемы, с другой – благотворительные акции и программы могут использоваться в политических и корыстных целях. «…Практически во все времена филантропия – в равной мере, как и предпринимательство – вызывала и жадный интерес, и скепсис, и подозрение как безусловно нужное, но сплошь и рядом нечистое дело. С одной стороны, в благотворительности несомненно усматривалось большое благо и возможность спасения для многих, даже вконец потерявших надежду. С другой – в благотворительности видели источник социального и морального зла, «самообман нечистой совести» [1, с. 412].
Наше общество в последние десятилетия переживает сложный период преобразований во всех сферах свой жизнедеятельности. В этих условиях выявился ряд новых, требующих решения проблем, которые затрагивают интересы людей, оказавшихся в трудных жизненных условиях. Это малообеспеченные граждане, сироты, инвалиды, люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, престарелые, пострадавшие в катастрофах и от стихийных бедствий и другие. Потребность этих групп людей в помощи, которая недостаточна, труднодоступна или не предусмотрена в государстве на данном историческом этапе, стала причиной формирования общественного движения добровольцев, которые безвозмездно, по собственной инициативе оказывают такую помощь.
В Федеральном Законе РФ о благотворительной деятельности и благотворительных организациях добровольческая деятельность (волонтерство) определяется как добровольная безвозмездная социально значимая деятельность добровольцев (волонтеров), реализуемая гражданами самостоятельно и/или по поручению негосударственной некоммерческой организации.
Таким образом, современное понятие «волонтерство» включает в себя свободу воли человека, бескорыстие и деятельность ради блага других людей.
В нашем обществе существуют разнообразные по своей духовно-нравственной, мировоззренческой сущности оценки благотворительности в форме волонтерской деятельности, основанные на идеях различных философских и научных теорий, религий и повседневного опыта людей. Положительная оценка помощи нуждающемуся в современном обществе не является безусловной. Она часто связывается с рядом условий, при которых её следует признать благом, добрым и полезным делом.
Такая мировоззренческая позиция проявляется в отношении помощи малоимущим («Пусть работают лучше»), многодетным («Понарожали…»), правонарушителям и осуждённым («Нормальным людям надо помогать») и так далее. В области медицины относительность положительной оценки благотворительности проявляется в признании допустимости абортов, эвтаназии и других деструктивных действий в отношении человека.
Из научных исследований альтруизма известно, что люди далеко не всегда оказывают помощь нуждающимся людям: проходят мимо человека, который упал, болен, оказался в нищете и т.д. Желание человека помогать другому в научных и философских теориях имеет различные объяснения, которые в обобщенном виде сводятся к действию двух факторов – биологической и социокультурной обусловленности. В концепции гуманизма обосновываются идеи человеколюбия и взаимопомощи как необходимого условия жизни человека в обществе. Человеколюбие признается одной из главных нравственных ценностей. «Гуманизм предполагает заботу о конкретном человеке, стремление общества к созданию условий для реализации его возможностей и удовлетворения потребностей» [3, с. 336].
Гуманистические принципы взаимоотношений человека и общества составляют теоретическую основу волонтерства [3, с. 336]:
1. Гарантии основных прав человека являются условием сохранения гуманных оснований его бытия.
2. Поддержка слабых, выходящая за рамки обычных представлений данного общества о справедливости.
3. Формирование социальных и нравственных качеств, позволяющих личности осуществлять самореализацию на базе общественных ценностей.
В практике общественных отношений благотворительность является специфичной формой милосердия.
При религиозном подходе к объяснению данного явления смысл благотворительности, милосердия, добровольной бескорыстной помощи нуждающемуся наполняется духовно-нравственным содержанием, связанным с понятием Любовь. Понятия благотворительность и милосердие неразрывно связаны с историей российской культуры и отражают ее взаимосвязь с христианством.
Благотворительность – это деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения проблем, а также усоверошенствования условий общественной жизни1. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так и физические и интеллектуальные ресурсы самого человека, его способности и личностный потенциал. Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия [2, с. 323] .
Милосердие и благотворительность тесно взаимосвязаны друг с другом. В христианстве милосердие и благотворительность – это духовно-нравственные ценности и в то же время формы поведения людей, в которых проявляется главная заповедь, данная людям Богом: «Да любите друг друга». Любовь утверждается безусловным основанием всех взаимоотношений людей друг с другом, включая и помощь любому, которому она необходима. Любовь – это значит сострадательный взгляд и слово, сказанное человеку в тяжелую минуту, это значит разделить его горе, успокоить в трудностях, это значит со смирением принять от него грубое слово. Любовь – это побудительная причина милости ближнему, ее деятельное выражение.
Волонтеры активно оказывают помощь в области здравоохранения. На этапе становления волонтерского движения в России основными этапами деятельности волонтеров были помощь в адаптации больных ВИЧ, помощь незащищённым слоям населения, помощь в лечении больных наркоманией, алкоголизмом, онкобольным и т.п. Оказание благотворительной помощи больным в нашей стране имеет глубокие культурно-исторические традиции, основанные на идеях христианства. Ярким примером этого является деятельность сестёр милосердия.
В современном обществе персонифицированная волонтерская помощь больным людям осуществляется в форме бытовой и организационной помощи.
Бытовая помощь включает в себя: уход, транспортировка, доставка лекарств и медицинских приборов, организация досуга больных.
Организационная: создание баннеров и листовок для привлечения финансовой помощи конкретному пациенту, поиск необходимого медицинского учреждения, подготовка документов, перевод документов с иностранного языка и обратно.
Волонтерская деятельность в области медицины и здравоохранения осуществляется не только в традиционных формах помощи больным, но и в форме помощи по сохранению и укреплению здоровья – пропаганде здорового образа жизни, антиалкогольной и антинаркотической работе и т.д.
В настоящее время на основе мирового опыта волонтерского движения выделяют две категории волонтеров в сфере охраны здоровья:
1.Лица с медицинским образованием (врачи, медсестры). В России медицинские работники чаще выступают в роли координаторов добровольческих проектов и программ. Перспективной формой волонтерской деятельности считается вовлечение в неё студентов-медиков и не работающих медиков-пенсионеров.
2. Люди без медицинского образования. Их помощь заключается в выполнении простых видов помощи: благоустройстве и поддержании чистоты лечебных учреждений, организация досуга пациентов, сопровождение и т.д. В данном случае добровольцы могут становиться дублёрами или заменять медперсонал, который в силу ряда объективных (нехватка медперсонала) или субъективных причин не выполняет свои функции (например, сопровождение пациента в другое отделение, на обследование и т.п.).
Особенности деятельности медицинских учреждений не допускают не организованной деятельности добровольцев. Это связанно, в том числе и с тем, что доброволец получает доступ к конфиденциальной информации о пациентах, поэтому волонтер в области здравоохранения становится обязанным соблюдать медицинскую(врачебную) тайну. Общение с пациентами и медицинскими работниками, возникающие в ходе волонтерской деятельности, требует соблюдения норм и принципов медицинской этики.
Каждый волонтер в любой сфере своей деятельности берёт на себя ответственность за оказание помощи во благо другому человеку и не причинения ему вреда. Для волонтера, оказывающего помощь в области медицины и здравоохранения, соблюдение основополагающего принципа медицинской этики - не причинения вреда («не навреди») приобретает особое значение.
Таким образом, для добровольческой деятельности, связанной с медициной, духовно-нравственные качества личности приобретают первостепенное значение. Система его взглядов на жизнь, знания и представления, система признаваемых личностью норм и ценностей определяют мотивы деятельности добровольца.
Результаты социологических опросов по мотивации волонтерской деятельности показали, что мотивом этой деятельности часто являются индивидуалистические интересы. Такие ответы, как «надеюсь научиться чему-то новому», «для собственного удовольствия», «хочу познакомиться с новыми людьми» являются примерами индивидуалистической направленности личности, которая предполагает заботу в первую очередь о собственном благе, а не о благе другого человека. Получение удовольствия или новых знаний – это получение определенного вида выгоды для себя. Таким образом, данная мотивация не соответствует сути добровольчества (волонтерства). Мотивы «Хочу бороться с определенной проблемой», «Хочу ответить людям за добро добром» содержат в себе элементы личной выгоды, что также не соответствует пониманию волонтерства как формы бескорыстной помощи нуждающимся людям.
Добровольческая деятельность, ориентированная на благо другого человека, требует наличия таких качеств личности, как человеколюбие, личная инициатива, бескорыстие, направленность на благо других, альтруизм, конструктивность деятельности, ориентация на сохранение жизни.
Альтруистическая направленность личности основывается на человеколюбии, проявляющемся как добросердечие, сострадание и милосердие к другому человеку. Особой чертой добровольчества является анонимность волонтера, отсутствие какой-либо саморекламы. Это особо подчеркивается в христианстве: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая», — говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 6:3).
Волонтерская деятельность личности, обладающей мировоззрением с индивидуалистической направленностью, становится способом самоутверждения, получения более высокого, престижного социального статуса, льгот, признания. В этом случае честолюбие, тщеславие становятся типичными качествами личности человека. Достижение частных, узко личностных интересов человека, занятого благотворительной деятельностью искажает суть этой деятельности.
Волонтерство в медицине является специфическим видом добровольной бескорыстной помощи людям, в котором в максимальной степени проявляется милосердное отношение к людям, и в то же время данная деятельность предъявляет к волонтерам ряд требований, соблюдение которых является условием непричинения вреда тем, кому оказывается помощь.
Духовно-нравственную основу мировоззрения должны составлять человеколюбие, милосердие, сострадание, благотворительность. Человеколюбие, понимаемое в христианском значении, как безусловная нравственная норма отношения к другому человеку является основой для милосердия к представителям асоциальных групп (преступники, лица без определенного места жительства («бомжи»), нищие, наркоманы, алкоголики и другие).
___________________________________
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1972.
- Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003.
Милосердие и общество Красного Креста
Батищева Т.
Жизнь не стоит на месте, перед нами возникают всё новые вызовы времени. Становится всё более очевидным, что возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но прежде всего с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств.
В Ростовской области совершенствуется сложившаяся система духовно-нравственного воспитания и просвещения. Принят Областной закон «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области», реализуется комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие данного направления. В рамках этого закона наш колледж проводит конференцию, посвящённую нравственности, духовности, милосердию.
Милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия(милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков).
История служения больным и раненым восходит к ранним векам христианства. Христианская церковь с самого начала своего существования взяла на себя заботу о бедных и больных, помощь которым оказывалась в церквях и монастырях.
Первая община сестёр милосердия возникла во Франции в 17 веке. Её организовал священник Викентий Поль. Его опыт был распространён по многим странам Европы и востребован в период военных действий.
Первая община сестёр милосердия в России – Свято-Троицкая – была создана в Петербурге в 1844 году, а в 1854 году по инициативе и на средства великой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, образована Крестовоздвиженская община для подготовки медсестёр с целью оказания помощи раненым. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) эта община попала в непосредственное подчинение Н.И.Пирогову. Во главе её встала интеллигентная и влиятельная в высших сферах Е.М.Бакунина. Выросшая в богатстве и комфорте, именитая аристократка, она работала в лазаретах как простая сиделка, кроткая и любящая; для сестёр была старшей среди равных, а как начальница – требовательная и строгая.
Идея помощи раненым и пострадавшим на войне без различия их званий и национальностей силами сестёр милосердия явилась предпосылкой для организации в 1876 г. Международного комитета Красного Креста. Основоположником организации стал гражданин Швейцарии Анри Дюнан. Он был поражён страданиями раненых и деятельностью английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл, Н.И.Пирогова и его отряда сестёр во время войны. Эмблемой общества стал красный крест на белом полотне. Мусульманским аналогом Красного креста является общество Красный Полумесяц. В 1919г. национальные Общества Красного Креста и Красного Полумесяца объединились в международную федерацию – Лигу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Ее основная цель — вдохновлять, поддерживать, развивать гуманитарную деятельность национальных Обществ с целью предотвращения и облегчения человеческих страданий и, таким образом, вносить вклад в дело поддержания и укрепления мира во всем мире. В наши дни Международный Комитет Красного Креста — независимый и нейтральный орган. Состоит он исключительно из швейцарских граждан. В соответствии с Женевскими конвенциями о защите жертв войны МККК может действовать в каче¬стве нейтрального посредника в вооруженных конфликтах, оказывая содействие раненым, больным, военнопленным и мирному населению.
Российское общество Красного Креста, возникшее в 1876 г., принимая участие в деятельности Международного Красного Креста, всемерно поддерживает его активные действия по решению важнейших задач современности: укрепление мира, создание наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья всех людей планеты; оказывает практическую помощь здравоохранению разных стран мира: строит больницы и организует их рабо¬ту, посылает медицинские отряды и гуманитарную помощь населению стран, пострадавших от стихийных бедствий, несчастных случаев, а также от военных действий; проводит работу по розыску пропавших граждан и восстановлению связи с ними; участвует в разработке и совершенствовании норм международ¬ного гуманитарного права. С годами Российское общество Красного Креста стало одним из самых мощных в мире по своему общественному влиянию, обусловленному тем, что в нём были широко представлены члены императорской фамилии, и оно имеет 97 региональных отделений во всех субъектах Российской Федерации.
Основные цели Российского Красного Креста:
• Оказание экстренной гуманитарной помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах, в вооружённых конфликтах
• Оказание медико-социальной помощи представителям незащищённых слоёв населения
• Пропаганда идей Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца и основ международного гуманитарного права.
Деятельность Российского Красного Креста сегодня:
• Служба медицинских сестёр милосердия, которые оказывают медико-социальные услуги на дому одиноким престарелым и инвалидам
• Оказание гуманитарной помощи наиболее уязвимым слоям населения
• Программы помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях
• Оперативные спасательные отряды
• Подготовка санитарных дружин и санитарных постов
• Борьба с особо опасными заболеваниями
• Обучения населения приёмам оказания первой помощи и правилам ухода за больными
• Материальная, юридическая и психологическая помощь беженцам, лицам, ищущим убежище, внутренне перемещённым лицам, вынужденным мигрантам и представителям уязвимых слоев населения
• Розыск пропавших без вести во время вооружённых конфликтов и стихийных бедствий, содействие в воссоединении семей
• Пропаганда безвозмездного донорства и здорового образа жизни
• Имплементация (осуществление, исполнение) норм международного гуманитарного права
• Привлечение добровольцев и подготовка молодых активистов
• Бесплатные столовые для бездомных, беженцев и вынужденных мигрантов
• Детские сиротские приюты
• Бесплатные центры здоровья и социальной помощи нуждающемуся населению России.
В результате более 10 миллионов наших соотечественников (вынужденных мигрантов, одиноких престарелых людей, людей с ограниченными физическими возможностями, детей из многодетных и неполных семей, сирот, бездомных, безработных) были накормлены, одеты, обуты, получили медицинскую помощь, бесплатные правовые консультации, психологическую поддержку.
Благодаря масштабам своей работы, глобальной сети региональных отделений, обширным международным связям и признанию населения, в настоящее время Российский Красный Крест является ведущей среди неправительственных организаций, занимающихся гуманитарной деятельностью на территории Российской Федерации.
ГУМАННОСТЬ
Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, рожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.
БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.
НЕЙТРАЛЬНОСТЬ
Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, религиозного или идеологического характера.
НЕЗАВИСИМОСТЬ
Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.
ЕДИНСТВО
В стране может быть только одно Национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.
Основополагающие принципы были провозглашены на ХХ Международной конференцией Красного Креста в Вене в 1965 году.
В 1992 г. в колледже из студентов-волонтёров был создан отряд «Ангелы милосердия Дона», который работает в тесном взаимодействии с региональным отделением Российского общества Красного Креста. Число волонтёров варьирует от 20 до 30 человек, с ежегодной ротацией, за счёт студентов нового набора. Эмблемой нашего отряда является ангел – символ доброты, милосердия и защиты. Работа отряда построена в соответствии с основными целями и направлениями деятельности Российского общества Красного Креста. Основным принципом работы является милосердие. Добровольный отряд милосердия воспитывает нравственные позиции у будущих медицинских работников. Отряд участвует, как в плановых ежегодно повторяющихся акциях, так и в разовых акциях, к которым нас привлекают: День защиты детей, День города Ростова, День инвалида. Отряд состоит из отдельных функциональных групп по 5-7 человек: «шефы клиники», агитаторы, коммуникаторы, исследователи, концертная бригада.
Одним из первых направлений деятельности отряда была работа с людьми «третьего возраста». Совместно с Ростовским региональным отделением «Российский Красный Крест» было проведено исследование психо-эмоционального состояния граждан пожилого возраста, а так же были выявлены их нужды и потребности, что позволило подготовить проект «Активная жизнь после шестидесяти».Студенты оказывали пожилым людям социально-бытовую помощь на дому, доставляли продуктовые наборы, гуляли с пожилыми людьми с ограниченными возможностями передвижения. Участвовали в проведении культурно-досуговых мероприятий, в благотворительных акциях к социально-значимым датам: Дню Победы, Международному Дню пожилого человека, Международному Дню инвалида. Студены сопровождали наиболее слабых пенсионеров на экскурсиях по Донскому краю, участвовали в проведении Дня каши (угощали пенсионеров кашами, приготовленными своими руками). На протяжении всего проекта проводилось анкетирование пожилых людей. В ходе реализации проекта у них наблюдалась положительная динамика всех показателей психо-эмоционального состояния. Реализация проекта способствовала стиранию возрастных границ, развитию личности, как студентов-волонтеров, так и пожилых людей, формированию позитивного настроения и улучшению качества жизни пенсионеров – в целом. В то же время работа студентов в проекте способствовала их профессиональной адаптации.
Студенты, входящие в группу шефы клиники, участвуют в разных видах работ, необходимых лечебному подразделению университета: поддержание санитарно-гигиенического режима, кормление и уход за тяжелобольными, организация круглосуточных постов в послеоперационных и реанимационных палатах у ветеранов профессорско-преподавательского состава университета. Эта работа способствовала совершенствованию нравственно-духовных качеств будущих медицинских работников.
Одним из элементов логотипа нашего колледжа является капля крови. Она символизирует жизненную силу человека с одной стороны и самоотдачу в профессии - с другой. Недаром, у всех на слуху фраза «До последней капли крови». А еще, как всем известно, кровь – это то, что здоровый человек может дать больному - это и называется донорством. Из миллиона капель образуется полноводная река именуемая донорством. В этом направлении отряд принимает активное участие в акциях посвященных «Дню донора» колледжа, университета и даже города. А так же совместно с РРО РКК (Ростовское региональное отделение Российского Красного Креста), организует концерты с чествованием ветеранов донорской службы Ростовской области.
Начавшаяся приблизительно 40 лет назад пандемия ВИЧ-инфекции охватила все страны мира, причем в России наблюдаются высокие темпы роста заражения. В ростовской области на 1.01.13 зарегистрировано 6829 ВИЧ-инфицированных (детей - 144) из них 194 – болеют СПИДом (детей - 64). ВИЧ-инфекция, ИПП (инфекции передающиеся половым путем), сывороточные гепатиты и туберкулез относятся к социально-значимым болезням, актуальным в молодежной среде. Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется его образом жизни, одним из приоритетных направлений деятельности отряда, является формирование у молодежи навыков здорового образа жизни и повышение уровня санитарно-гигиенической культуры. Работа по пропаганде ЗОЖ проводилась среди учащихся молодежи города внемедицинских СПО и вузах– проведение тематических конференций, диспутов, тестирований на знание ЗОЖ. Ежегодно проводилась научно-исследовательская работа студентов, которая была представлена на конференциях различного уровня.
В июне-сентебре 2010 года студенты отряда участвовали в Федеральной Программе по предупреждению распространения ВИЧ-инфекций и помощи людям, живущим с ВИЧ в рамках работы «Школы пациента» РРО РКК. Партнерами проекта были МЗРО (минздрав рост обл) и Ростовская региональная общественная организации «Ковчег-АнтиСПИД».Задачами «Школы пациента» являлись:
Развитие у ВИЧ-инфицированных лиц приверженности к диспансеризации и лечению;
Формирование у пациентов ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Студенты отряда, оказывали информационные, справочные и консультационные услуги лицам, относящимся к уязвимым группам населения по ВИЧ-инфекции (школьникам старших классов, студентов НПО и СПО); проводили анонимное добровольное экспресс-тестирование молодежи для выявления инфицирования (ВИЧ-инфекция, парентеральные гепатиты, туберкулез и др.); беседы по формированию ЗОЖ среди лиц рискованного поведения. В результате работы в проекте «Школа пациента», студенты получили опыт работы в команде медицинских и немедицинских специалистов разного профиля. Работа способствовала формированию профессиональной компетенции студентов. Она являлась примером социального партнерства между учебным заведение и общественными организации в деле профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
Многолетний опыт работы отряда с Ростовским региональным отделением Российского Красного Креста являет собой пример социального партнёрства позитивно влияющего на процесс воспитания нравственных качеств будущих медицинских работников с одной стороны и добродетели в общественно важном деле. Духовные основы милосердия были раскрыты в священном писании, и своё выступление я хотела бы закончить словами Апостола Иакова: «Мудрость, сходящая свыше...полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
Христианские основы волонтерского движения в медицине
(тезисы доклада)
Священник Александр Новиков,
руководитель сектора по работе с медицинскими учреждениями
Ростовской-на-Дону Епархии,
духовник епархиального общества Православных врачей
Сходство между волонтерским движением в медицине и служением сестер милосердия как одним из направлений социального служения РПЦ, в основном внешнее. Волонтер - это человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса, или под воздействием внешнего социального, экономического или политического давления.
Мотивация волонтеров: религиозная; социальная (обретение круга общения); социальная ответственность (желание улучшить жизнь людей). Волонтерское движение среди студентов медицинских ВУЗов - одно из наиболее эффективных направлений духовно-нравственного развития будущих врачей. Цель волонтерской деятельности определяется одним общим принципом - помогать людям. Эта благородная идея, берущая начало из внутренней психологической потребности быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность и ощутить свою полезность.
Милосердное служение ближнему является нормой для русской медицинской традиции. И самым распространенным направлением служения мирян является служение, организованное в форме сестричеств.
Сестра милосердия - это не альтернатива средним мед. работникам системы здравоохранения - она занимает свое, особое, место в современном обществе, которое позиционирует её как человека Церкви. Каждая сестра должна быть образцом "гармоничного сочетания созерцательной духовной деятельности и служения болящим", - считает профессор-протоиерей Сергий Филимонов, д. м. н., главный редактор журнала "Церковь и медицина".
"Жить на земле не только для себя" (Пирогов Н. И.) - основа сестринского служения. В царской России служение сестер милосердия включало в себя два аспекта: профессиональную работу и духовное окормление болящих. На самую высокую степень поставила это служение Елизавета Федоровна Романова, устроительница Марфо-Мариинской обители милосердия, будущая преподобномученица. Это сочетание идеально для сегодняшнего времени, к нему надо стремиться каждой сестре милосердия.
Есть сестричества, в которых основное место занимает медицинская помощь, в ущерб церковной жизни. Это опасный путь потому, что такие общины имеют склонность к секуляризации, т. к. их деятельность ничем не отличается, а порой уступает светским волонтерским организациям. В этом одна из проблем нынешних сестричеств.
Есть и другая форма существования сестричеств милосердия - работа приходских сестричеств и братств милосердия. Они являются опорой священнику в приходской работе, собирают средства на благотворительные цели, а также посещают больницы. Суть их работы заключается в просветительском, апостольском служении людям, помощи священникам по организации молебнов, в отборе и подготовке больных к принятию таинств Исповеди, Причастия и Соборования. (Об этом см.: Хмелевская А. Б. Требные сестры в больнице: помощь священнику и больным. М., 2013). При вступлении в сестричество совершается церковный чин принятия в сестричество, на котором сестра дает обет милосердия, в котором обещает "стараться проходить это служение с искренним бескорыстием, смирением, самоотвержением, усердием, любовию к ближнему моему и послушанием поставленному надо мною начальству...". В утверждение своего обещания вступающая в сестричество целует Евангелие и Крест.
Каждое служение в Церкви осуществляется силой Христовых добродетелей. Не человек служит своими силами Богу, а Христос дарует человеку силы и совершает в нем служение. Только потому и возможно милосердное служение в Церкви, что есть добродетель милосердия, источник которой - Сам Бог. Таким образом, служение - это момент "чистого звучания" добродетелей Христовых в человеке, это сотрудничество с Живым Богом, Который пришел к человеку совершить Свое служение в мире.