Тематическая конференция
«Проблема модификации человека в культуре современного общества»
Проблема модификации человека является для науки и философии далеко не новой, однако в последние годы в связи с новейшими достижениями в различных областях науки, распространением трансгуманистических идей в обществе она становится все более актуальной. Глубину и значимость этой проблемы трудно оценить, не погрузившись в информацию о различных областях возможной и осуществляющейся модификации человека, которая осуществляется с использованием самых разных и особенно биомедицинских и компьютерных технологий.
Конференция, посвященная проблеме модификации человека, была насыщена научной и философской информацией, потребовала серьезных размышлений о судьбе человека и человечества и для многих присутствовавших стала моментом открытия многих новых явлений не только в области науки, но и культуре современного общества.
Краткий официальный отчет, конечно, отражает только общие, программные моменты прошедшей конференции, а представленные ниже доклады позволяют полнее понять ее содержание.
Официальный отчет «О проведении тематической конференции «Проблема модификации человека в культуре современного общества»:
«20 мая 2019 года в соответствии с планом работы в колледже РостГМУ состоялась тематическая конференция «Проблема модификации человека в культуре современного общества», организованная преподавателем колледжа канд. филос. наук Жаровой М.Н. На конференции присутствовали студенты, преподаватели и представители администрации колледжа РостГМУ, представители РООО «Ростов без наркотиков» и Ростовской-на-Дону Епархии РПЦ.
В приветственном слове к участникам конференции обратилась зам. директора колледжа РостГМУ по НМР Артеменко Н.А., которая отметила актуальность и многоплановость проблемы модификации человека в условиях наличия множества технологий, в том числе и медицинских, имеющихся в современных обществе.
В докладе «Модификация человека: шаг в бездну или в прекрасное будущее?», подготовленном студентками Нечаевой Е., Кушнир Л., Багамаевой З. (3 курс, спец. Лечебное дело) были представлены главные теоретические идеи гуманизма и трансгуманизма, определяющие направления и цели модификации человека современными научными технологиями.
В докладе «Современные генные технологии модификации человека», подготовленном группой студентов 1,2 и 4 курсов специальности Лечебное дело (Диденко П., Климова Ю. Пашковец Т., Рамазанова М., Ладыка Ю.) были рассмотрены преимущества и риски применения современных генных технологий на примере технологии CRISPR/Сas9.
В докладе «Модификации человека методами пластической хирургии» (Юнова А. – студ. 1 курса, Осина З. – студ. 3 курса, спец. Лечебное дело) говорилось о вопросах продления молодости и активной жизни современными методами пластической хирургии, а также модификации тела человека методами эстетической хирургии и косметологии.
Большой интерес вызвал доклад «Психофармакологические технологии модификации человека» (Шиллер Ю., Кулешова В. – студ. 2 курса, спец. Фармация), в котором рассматривались вопросы употребления повседневных психоактивных веществ (ПАВ), а также были представлены результаты анонимного опроса студентов колледжа об их мнении об употреблении различных ПАВ.
Доклад «Информационные и компьютерные технологии модификации человека: киберчеловек и человек натуральный» (Колиух Е., Нечаева Е., Багамаева З. – студ. 3 курса, спец. Лечебное дело) был посвящен проблемам использования компьютерных технологий для модификации человека и создания нового поколения роботов-андроидов. Все студенческие доклады были выполнены под научным руководством Жаровой М.Н. – канд. филос. наук, преподавателя колледжа РостГМУ.
Соломония И.В., психолог РООО «Ростов без наркотиков» в своем выступлении на тему «Православная модель реабилитации людей с алкогольной и наркотической зависимостями как вид модификации человека» рассказал о значении духовной модификации человека в преобразовании качества и образа жизни человека.
Протоиерей Валерий Волощук, председатель Епархиального церковного суда, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Ростовской-на-Дону Епархии, кандидат богословия в своем выступлении на тему «Преображение человека в православной парадигме мироздания» показал особенности и значение православной модели духовного совершенствования для всех областей жизни человека.
Доклады и выступления участников конференции вызвали большой интерес у аудитории. Были высказаны пожелания продолжить обсуждение данной темы» [1].
Доклады
- Модификация человека: шаг в бездну или в прекрасное будущее?
- Современные генные технологии модификации человека
- Модификации человека методами пластической хирургии
- Информационные и компьютерные технологии модификации человека: киберчеловек и человек натуральный
- Психофармакологические технологии модификации человека
Модификации человека: шаг в бездну или прекрасное будущее?
Кушнир Л., Нечаева Е., Колиух Е. Кузьмина Н.
Гуманизм – достаточно известное всем понятие. Оно всегда соотносится с медицинской деятельностью, главной целью которой является сохранение жизни и здоровья людей. Возникнув как общественное и философское течение еще в эпоху Возрождения (конец XIY – начало XY веков), гуманизм как философская концепция развивался, в нем появились новые направления, одним из которых является трансгуманизм. Идеи трансгуманизма в значительной степени определяют развитие научной медицины и практики и многие процессы, происходящие в современном обществе.
Термин «трансгуманизм» впервые был предложен в 1957 г. английским биологом и философом, основателем и первым президентом ЮНЕСКО Джулианом Хаксли (1887 – 1975).
Трансгуманизм – это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и псхологические возможности человека.
Основу трансгуманизма составляют идеи философии рационализма, философии русского космизма, философского учения Фридриха Ницше, научной концепции глобального эволюционизма, биолога Джеймса Уотсона (открыватель ДНК), философа и футуролога Фрэнсиса Фукуямы, различных теорий кибернетики и других.
Одной из главных фундаментальных идей трансгуманистов является идея о том, что человек натуральный (homo sapiens) - такой, какой он есть от природы, изжил себя, исчерпал свои возможности. Он не только болеет, стареет, умирает, но и имеет ограниченные возможности в области интеллектуальной деятельности, выносливости физических и психологических нагрузок. Ему требуется отдых, регулярный прием пищи и т.д. А в современном обществе имеется огромный арсенал различных технологий, которые позволяют видоизменить человека, сделав его более совершенным.
Трансгуманисты полагают, что естественная эволюция человека закончена. Поэтому они считают необходимым использовать новейшие научно-технические методы и технологии для модификации человека и его перехода первонально в форму трансчеловека, а затем в постчеловека.
Трансчеловек (transhuman) – некто, активно готовящийся стать постчеловеком; некто, достаточно информированный, чтобы увидеть в будущем радикально новые возможности, готовящийся к ним и использующий все существующие возможности для самоулучшения.
Постчеловек (posthuman) – это потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком. Постчеловек будет обладать умственными и физическими возможностями, значительно превосходящими возможности любого не модифицированного человека.
Еще одним важным термином в трансгуманизме является «сингулярность». Это такой момент, когда, с точки зрения сторонников доктрины трансгуманизма, произойдет качественный скачок от обычного разума человека к сверхразуму, а прогресс постчеловечества пойдет с необычайной быстротой.
Главной целью трансгуманизма является создание постчеловека при помощи научных сверхтехнологий и его дальнейшего бесконечного совершенствования. Для этого предлагаются два основных пути - генетическая модификация человека и использование компьютерных и информационных технологий.
В совокупности биологические и информационно-технологические методы, по мнению трансгуманистов, позволяют достигнуть бессмертия. Бессмертие человека признается трансгуманистами в качестве главного качества постчеловека. В отличие от классического гуманизма, в котором целью является гармоничное состояние благополучия во всех сферах жизнедеятельности человека, активная творческая деятельность, реализация своих потенциальных возможностей. Все, что мешает достижению бессмертия, с точки зрения трансгуманистов, должно быть отвергнуто. И среди отвергаемого, конечно же, оказывается православное христианство, ибо оно предлагает нам совершенно другое видение человека: человек есть не просто набор генов и совокупность электрических импульсов головного мозга, он духовно-телесное существо, имеющее бессмертную душу. И.М. Бергсет, канд. филол. наук, координатор движения «Русские матери» пишет: «Трансгуманисты рассматривают человека как исключительно биологический объект, лишенный «души» .
Идеи трансгуманистов воплотились в целое трансгуманистическое движение. В 1998 году профессором Оксфордского университета Н. Бостромом и Д. Пирсом была основана Всемирная Трансгуманистическая Ассоциация. Н. Бостром является специалистом по вопросам клонирования, искусственного интеллекта, нанотехнологий, крионики и проч., Д. Пирс – специалист в сфере нанотехнологий. В 2008 году трансгуманистическая ассоциация (ВТА) была переименована в «Человечество плюс» (Нumanity+; h+), в 2012 была принята Декларация Всемирной Трансгуманистической Ассоциации («Человечество плюс»).
В России трансгуманизм также интенсивно развивается. В 2011 году бизнесмен Д. Ицков вместе со своими соратниками – учеными и философами_ создал Общественное движение «Россия 2045», а затем его международный аналог – «Инициатива 2045». Далее был создан проект «Аватар» и организованы два международных конгресса «Глобальное будущее 2045» в Москве и Нью-Йорке, состоялось несколько региональных научных конференций, налажено сотрудничество с религиозными лидерами, создана футуристическая трансгуманистическая партия «Эволюция 2045», тема бессмертия стала предметом обсуждения на научных форумах и каналах СМИ.
Российские идеологи трансгуманизма активно развивают его идеи. Один из ведущих идеологов трансгуманизма А. Андриянов говорит, что ментальность нашей человеческой расы – это «ментальность смертных людей-временщиков, людей, ищущих лишь земное, лишь временное и тленное, существ, которым не удается толком понять, кто они такие сами, зачем живут и в каком направлении им надо развиваться, из-за того, что срок их жизни по космическим меркам весьма скромен». Он также утверждает: «Судьбой нам уготована особая миссия – жить на изломе эпох, когда старый мир с его атавизмами – старостью, болезнями, смертью – постепенно, медленно, но неумолимо...вытесняется в прошлое»; «...Дело не только в технологиях, дело в изменении нашего мышления. Мы должны сами ответить себе: чего же мы хотим? Мы, человечество, как разумная раса должны решить для себя: хотим ли мы жить вечно или хотим рождаться и умирать? Хотим ли мы бесконечно развиваться, познавать тайны бытия, ...непрерывно совершенствоваться, в том числе и телесно, хотим ли мы бесконечной жизни в искусственном теле, или мы хотим продолжать жить по старинке, как жизни наши древние предки сотни тысяч лет назад, старея, болея и умирая?».
В отличие от трансгуманизма библейская история христианства гласит: «И сказал змей жене: нет, не умрете, Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5). Таким образом, главная, базовая идея трансгуманистов – «Быть как боги».
Представителями трансгуманизма мозг человека рассматривается как нейрокомпьютер. Сознание в таком представлении – это определенный информационный набор, основанный на электронных импульсах головного мозга. Поэтому считается, что полностью скопировав такие импульсы, можно перенести их на другие, технические носители. Перенос процесса сознания из биологического мозга в компьютер трансгуманисты называют «загрузкой сознания», «реконструкцией мозга» или просто «загрузкой». После того, как такой перенос будет осуществлен, сознание, с точки зрения трансгуманистов, сможет жить уже в виртуальной реальности.
Проект «Аватар» определяется его разработчиками как «эпохальный мегапроект», в котором создание различных новых технологий является лишь вспомогательным средством для решения мегазадачи – создания нового человека. «Любой проект бессмертия, подобный «Аватару» - это гораздо больше, чем проект. Это – метафизическая битва человеческого гения с гением, создавшим законы Вселенной для смертных. Это – смертельная схватка с безжалостной, неумолимой биологической природой на нашу общую человеческую жизнь, за ее победу» (А. Ариянов).
По проекту «Аватар» планировалось, что «Аватар А» будет создан в 2015 – 2020 гг. В 2015 году планировалось появление первого экземпляра Аватара, который дистанционно управляется нейрокомпьютерным интерфейсом. В 2017 планировался его запуск. Компоненты такого робота будут использоваться в медицине для реабилитации пациентов с полностью или частично ограниченными физическими возможностями, предоставляя им протезы или восстанавливая потерянные чувства. Предполагалось, что к 2020 г. Аватар серии А станет доступным и массовым, как автомобиль.
Предполагается, что Аватар серии Б будет создан в 2020-2025 гг. В 2020 г. Должна быть создана автономная система жизнеобеспечения для человеческого мозга, связанного с роботом, т.е. мозг человека будет транспортирован в робота. Аватар Б рассматривается как вариант решения проблемы продолжения жизни человека в случае смертельных повреждений его физического тела.
Аватар серии В должен быть создан в 2030-2035 гг. На этом этапе предполагается создать компьютерную модель мозга и человеческого сознания с последующей интеграцией в робота. Такой робот сможет по мнению трансгуманистов существовать вечно. Считается, что на этом этапе будет достигнуто кибернетическое бессмертие человека.
Аватар серии Г признается конечным этапом реализации проекта Аватар. На этом этапе должно быть создано тело-голограмма человека. Человек перейдет вначале к кибернетическому телу, затем к телу нанороботов, которое может управляться серией мыслей и менять свою форму под этим воздействием. В перспективе рассматривается вариант создания неосязаемого тела, которое будет состоять из частиц света и напоминать голограмму.
Для модификации человека в процессе создания трансчеловека, планируется реализация трех вариантов искусственной «эволюции».
I вариант – «человек фармацевтический» - человек с измененным состоянием сознания в результате использования химических препаратов для создания любых настроений, чувств и даже верований;
II вариант – «человек генно-модифицированный» - человек с измененным геномом путем введения генных вакцин и методов генной инженерии в ходе экстракорпорального оплодотворения, с иммунитетом к любым болезням, любым температурам, радиации, приспособленным к жизни под водой, умеющим летать, с различными размерами тела;
III вариант – «человек бионический», который может быть в двух формах: а) «люди-киборги» с внедренными в тело и мозг искусственными имплантатами или чипами; б) «человекоподобные роботы» (роботы-андроиды).
Создание этих типов людей предполагается путем использования различных технологий модификации человека.
Понятие модификация в широком смысле означает целенаправленное изменение качеств и свойств объекта, находящегося в определенном состоянии с использованием специальных методов и средств. Целью модификации человека может быть гармоничное состояние благополучия во всех сферах жизнедеятельности человека, активная творческая деятельность, реализация своих потенциальных возможностей, как в классическом гуманизме, но может быть и создание нового «сверх-человека» - постчеловека, бессмертного и обладающего новыми сверхспособностями и сверхвозможностями, как это понимается в трансгуманизме.
Человек может быть модифицирован и уже модифицируется на всех уровнях своего бытия: на биологическом, социальном, психическом и духовном.
Человек модифицируется при помощи биомедицинских, научно-технических, социальных, педагогических технологий, а также психологических технологий воздействия и влияния и духовных практик. При этом каждая из технологий в той или иной степени модифицирует человека во всех областях его бытия.
Медицинские технологии – это технологии современной биологии и медицины. Они направлены на лечение и профилактику заболеваний человека, но они используются и для модификации человека, причем не только его биологических структур, но и на их основе психической сферы.
Генные технологии – это технологии манипулирования отдельными генами или геномом в целом. Они основаны на методах молекулярной биологии и генетики, связанных с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов. Основная цель использования генных технологий – видоизменение ДНК.
Психофармакологические технологии – это совокупность технологий видоизменения психики человека с использованием фармакологических средств. Фармтехнологии могут модифицировать человека на молекулярном, клеточном, тканевом уровнях.
Репродуктивные технологии – это современные биомедицинские технологии, использующиеся для регуляции репродуктивного поведения человека. Они включают в себя в т.ч. и вспомогательные репродуктивные технологии, использующиеся для репродукции человека.
Нанотехнологии – это междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.
Психологические технологии – это система категорий, моделей и принципов, описывающих человеческое существо, социальную группу, саму психическую реальность как развивающуюся целостность, ориентированную на практическую работу с психикой индивидуума и определенных социальных групп, включающую в себя конкретные умения, навыки, приемы и методы по целенаправленному преобразованию личности или группы. Психологические технологии в сочетании с духовными практиками позволяют изменять не только психологическое, но и психофизиологическое состояние человека.
Педагогические технологии - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Социальные технологии - это технологии, предназначенные для изменения социальных объектов, явлений и процессов социальной реальности и ее элементов. Социальные технологии многообразны по своим формам, целевым функциям, характеру и результатам. Социальные технологии – это технологии, с помощью которых осуществляется управление социальными процессами и явлениями в обществе.
Когнитивные технологии – это технологии, воздействующие на интеллект человека и направленные на развитие его интеллектуальных способностей. Осуществляя свои функции, когнитивные технологии кооперируются с воображением и ассоциативным мышлением человека, задействуют его опыт и языковую картину мира.
Духовная практика — регулярные или постоянные действия, предпринимаемые с целью приобретения и совершенствования духовного опыта или культивирования духовного развития. Цели духовных практик различаются в зависимости от религии или духовной системы. Например, в христианстве – это спасение души, в оккультных учениях – постижение высших истин и т.д. Формы духовных практик также разнообразны и включают в себя, например, молитву, различные формы аскетических практик, медитации, участие в обрядах и ритуалах и другие.
Психологические технологии в сочетании с духовными практиками позволяют изменять не только психологическое, но и психофизиологическое состояние человека, например, в виде измененных состояний сознания, которые признаются использующими эти практики состояниями «выхода в астрал», «просветленного сознания» и т.д.
Модификация человека на том или ином уровне его бытия влекут за собой изменения в области мировоззрения и картины мира человека. Модификация человека в духовной сфере направлена на создание новых ценностей и целей в жизни. Духовные модификации в свою очередь приводят к модификации общества, его культуры.
Использование различных технологий для модификации человека ставят перед человеком целый ряд вопросов и проблем. Любые модификации человека это проявление своей человеческой воли, причем эта воля может быть направлена на модификацию самого себя, а может быть направлена на модификацию других людей.
Человек становясь объектом модификации, при этом осуществляет свободный самостоятельный выбор: модифицировать или нет что то в себе? А если модифицировать – то что? В каком объеме? Какими методами и средствами? Если человек становится объектом модификации по воле других людей, то они определяют все параметры модификации и даже полученное согласие делает это согласие не свободным, не добровольным.
У каждого человека есть свобода воли. Под свободой воли чаще всего понимают возможность человека делать выбор вне зависимости от обстоятельств, как внешних (насилие, принуждение, вознаграждение и т. д.), так и внутренних (инстинкты, симпатии и антипатии, предубеждения и т. п.).
В свою очередь, свободный самостоятельный выбор влияет на человека и изменяет его как личность. Иногда, в силу тех или иных обстоятельств, человек принимает решение или действует вопреки своей воли, подчиняясь воле других людей. Это может привести к модификации не только личности, принимающей решение, но и к изменениям в других людях. В зависимости от того, насколько значимым для человека, или же людей был вопрос, можно оценить уровень глубины духовной и психологической модификации.
Человек волен сам выбирать, как ему поступать, каким правилам и нормам следовать, что признавать истиной, что заблуждением. Но за этот дар человек расплачивается. Эта расплата – ответственность, готовность отвечать за свои поступки. Человек, не осознающий значения своих действий, все равно несет за них ответственность перед Богом, людьми, собой.
Но есть и другой вариант – думать и решать не нужно – выбор сделают за вас и вы просто подчинитесь ему. Предоставляя право делать выбор, решать за себя другим, человек не освобождается от ответственности и при этом становится объектом манипуляций других людей.
Все модификации имеют как предсказуемые, так и не предсказуемые последствия. Эти непредсказуемые последствия могут быть опасными, вредными, причем не только для объекта модификации, но и для других людей, связанных, либо взаимодействующих с ним.
В заключение можно сказать, что в обществе, в том числе и среди ученых нет единого мнения по вопросам модификации человека и создания нового типа человека – постчеловека. Главной причиной этого является различие моральных, духовных и общемировоззренческих ценностей, определяющих пути, способы и конкретные формы решения всех проблем.