Грани жизни

Возможна ли нравственность, независимая от религии?

Религия и медицина в своем историческом развитии были неразрывно взаимосвязаны своими исходными моральными ценностями, пониманием сути жизни человека, его страданий и милосердного отношения к страдающему. Этика Гиппократа и сложившаяся более чем на полтысячелетия позднее христианская этика стали формами наивысшего выражения моральных ценностей и норм человека вообще и человека, занятого врачеванием. Появление и противоборство светской этики с христианской началось в явной форме с эпохи Возрождения и продолжается до настоящего времени. В основе каждой этической концепции лежит свое миропонимание, свое мировидение и это определяет понимание проблем свободы человека, блага, зла, ответственности, долга и многих других. Попыткой совмещения, некоего компромисса в решении этических проблем стала современная биоэтика. Но эта попытка дала в результате скорее новое дискуссионное поле для обсуждения этических, философско-антропологических, социально-философских и других проблем, связанных с проблемой жизни человека.

2017 08 08 193242В 2010 году ИФРАН и международный фонд «Знание» провели открытый конкурс философских сочинений (трактатов) на тему «Возможна ли нравственность, независимая от религии?». Организаторы конкурса отмечали: «В конце XIX века профессор Берлинского университета Г. Гижицкий от имени журнала «За этическую культуру» обратился к Льву Николаевичу Толстому с просьбой ответить на вопросы «Что такое религия?» и «Возможна ли нравственность, независимая от религии?». Эти вопросы Толстой нашел очень точными и важными и откликнулся на них трактатом «Религия и нравственность» (1893 г.). Они сохраняют свою теоретическую и практическую актуальность до настоящего времени. В особенности это относится ко второму вопросу, который приобрел дополнительную остроту в свете советского и постсоветского опыта взаимоотношений государства и церкви, общества и религии, а также с учетом принятого недавно в нашей стране решения о введении в средней школе преподавания в альтернативном режиме основ религии и этики».

Значимость проблемы взаимосвязи религии и нравственности, религиозной и светской этики не теряет своей актуальности, а скорее приобретает все большую остроту. Каждый медицинский работник – это, прежде всего, человек со своим мировоззрением, системой ценностных ориентаций, признаваемыми и исполняемыми теми или иными моральными, социальными и прочими нормами. Современная биоэтика выявляет этико-философские проблемы медицинской деятельности, обсуждает их, но не дает, по сути однозначных ответов. Поэтому решения вопросов медицинской морали остаются в области индивидуальной, личностной духовной деятельности человека.

Текст «трактата» остается актуальным, как в связи с принадлежностью к области «вечных» этико-философских проблем, так и ситуации в современном российском здравоохранении и медицине, ролью религии в современном обществе. По условиям конкурса сочинение должно было иметь свой «девиз», который был «маркером» сочинения вместо обычных фамилий, должностей и прочих сведений об авторе.

 

"Истина великая вещь, но не меньше ее добро и любовь"
(Протоиерей, профессор И.И. Галахов)

 Проблема взаимосвязи религии и светской этики как форм духовного бытия человека

Проблема соотношения и взаимосвязи религиозной и светской морали стала в настоящее время чрезвычайно актуальной не только в связи с рядом изменений, происходящих в России в последние десятилетия во всех областях ее жизнедеятельности, но и в соответствии с логикой развития знания человечества о мире, с закономерным наступлением момента, требующего синтеза накопленного опыта во всех его рациональных и иррациональных формах научного знания, религии, философии, практики. "Сциентизм шестидесятых, представивший науку и технику гарантами светлого будущего человечества, весьма сильно утвердил в сознании образованной части общества веру в возможность разрешения духовных и нравственных проблем за счет научного прогресса. В следующем десятилетии, когда этому мировоззрению стало тесно в собственных рамках, оно, вобрав в себя многие идеи Вернадского, Рерихов и некоторых других мыслителей, стало суррогатом религиозности. Как известно, подобный суррогат не может обходиться без собственного взгляда на этику. И в качестве такого взгляда вскоре появляется эклектическая система нравственных ценностей, в целом соответствующих нормам естественной морали, но нередко снабженных элементами мистики и утопических социальных теорий.В сознании людей утвердилась идея "общечеловеческих ценностей" духовно-нравственного порядка, могущих быть основой процветания человеческого обще-ства" [1, с. 403].
Определение состояния современного российского общества как бездуховного основано, как правило, на признании факта пересмотра комплекса духовно-нравственных ценностей, признававшихся ориентирами деятельности людей на протяжении ряда десятилетий существования советского общества. Абсолютного духовного вакуума у людей, обладающих сознанием и разумом в состоянии пси-хической нормы, не существует и не может существовать в силу потребности че-ловека в понимании причинности событий его жизни, поиска смысла, ценности и целей жизни. Признание каких-либо моральных ценностей не соответствующими реальности неизбежно влечет поиск новых ценностей. Человек при этом обращается к философским концепциям и научным теориям, эзотерике и оккультизму, теософии и мистике, мировым религиям и учениям различных религиозных сект, поэтому и в России в последние два десятилетия так вырос интерес к религии, в первую очередь, христианской.
Существование светской и религиозной этики как двух независимых путей нравственного развития человечества, фактически является проявлением противоборства науки и религии, имеющего длительную историю. Попытки их сближения предпринимались неоднократно, но в сегодняшних культурно-исторических условиях при имеющемся уровне научного, философского и теологического знания становится возможным их синтез.В начале 20 в., например, протоирей И.И. Галахов писал: "...Когда борются две силы одинаково жизненные и неразрушимые и в то же время одинаково ценные и плодотворные, необходимо изыскивать все средства, чтобы сблизить борющиеся стороны, чтобы из их союза и взаимодействия создать новую форму жизни, более полную, богатую, прекрасную и разумную"[2, с. 25]. 

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика