Грани жизни

Вера в жизни человека: И.Ильин и наша жизнь

                                                         

cd8796b50c47

 

 

 

 

 

 «…Мысль есть только одна из способностей человека.…

Истинная ученость не уводит от Бога, а ведет к Нему»

И.А. Ильин

 

 Вера - это...

  «Есть у нас довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить жизнь без всякой веры» [1, 126-127].

Ушло в прошлое представление о том, что научные знания и образование несовместимы с верой. В настоящее время в мировоззрении людей, считающих себя образованными, эрудированными  интеллектуалами признаком интеллектуальной и духовной развитости стало признание множества идей из области таинственной эзотерики, восточных религиозно-философских учений, «новых» версий христианского учения, «особых» философских теорий, психологических технологий и прочего, подобного этому. Этот произвольный набор всяческих идей напоминает своеобразный супермаркет, в котором есть все – и доброкачественное, полезное, нужное, свежее и просроченное с затертой датой изготовления, и дешевые, примитивные изделия, маскирующиеся под «настоящий брэнд»… И все это создает «имидж», дает статус в том или ином сообществе.

«Жить на свете – значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и образованные и необразованные, и умные и глупые, и сильные и слабые. Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Одни знают и то, что они верят, и то, во что они верят, а может быть, и то, на каком основании они верят. Другие верят просто, не зная этого за собою и, может быть, ни разу в жизни не подумав, во что же это они, собственно говоря, верят и есть ли у них какие-нибудь основания для этой веры. Но вера всегда остается первичной силой человеческой жизни – совершенно независимо от того, понимают люди это или нет» [1, 130-131].

В современном обществе существует тенденция разделения людей на верующих и неверующих, на живущих «с верой» и живущих «без веры». В узком смысле слова «верующий» и «неверующий» означают веру в Бога или ее отсутствие, т.е. веру в абсолютно конкретное – Бога. В широком смысле слова «верующий» - это человек, который во что-то верит. Если человек не признает Бога, то он верит во что-то другое, имеющее такое же большое значение для его жизни. Верит в себя, в свои силы, способности; верит в силу денег; верит в космические энергии и тайные силы Вселенной; верит во всемогущество человеческого Разума… Но что-то всегда есть в качестве предмета его веры.

 Верят все

«Сколько бы мы ни искали, мы не найдем такого человека, который ни во что не верил бы. …Человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки» [1, 129].

«Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят и что поэтому их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Ведь, возможно, что они верят не в Бога, а во что-то другое… Во что же? В нечто такое, что они принимают за главное и существенное в жизни, что действительно для них и есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат, что составляет предмет их желаний и стремлений. Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет такой предмет, тот верит в него» [1, 128].

Человек признает за истину без каких-либо доказательств значимость, ценность тех или иных идей, событий, вещей, отношений. Признать истинным без каких-либо доказательств – это значит верить.

 «Верят все: и теплопрохладный «свободомыслящий», и воинствующий безбожник, и ожесточенный материалист; верят и социалисты, и коммунисты, и гонители христианства… Они считают себя «неверами»? Они объявляют себя «безбожниками»? …Этим они хотят только подчеркнуть, что они не принадлежат ни к какому определенному исповеданию, кроме… собственного, разделяемого ими самими, что они не входят ни в какую церковную общину, кроме… своей собственной общины, которую они не хотят называть «церковью»… Да, они не верят в Бога; но это означает, что они верят не в Бога, а во что-то иное» [1, 132].

 Содержание веры

Простой вопрос: во что ты веришь? Быстро, однозначно, коротко отвечают, как правило, верующие в Бога: «В Бога верю», потом, после паузы может быть добавлено что-то еще. Этим вопросом в повседневной суете и даже в часы отдыха люди редко озадачиваются. Это область рефлексии своего мировоззрения, анализ своих взглядов на мир. Предмет веры обнаруживается в ходе повседневной жизни опосредованно, в делах и поступках, оставаясь в полной мере не осознанным. Он обнаруживается в ситуациях выбора человека, которые в его жизни возникают постоянно. «Жить на свете – значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и образованные и необразованные, и умные и глупые, и сильные и слабые. Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Одни знают и то, что они верят, и то, во что они верят, а может быть, и то, на каком основании они верят. Другие верят просто, не зная этого за собою и, может быть, ни разу в жизни не подумав, во что же это они, собственно говоря, верят и есть ли у них какие-нибудь основания для этой веры. Но вера всегда остается первичной силой человеческой жизни – совершенно независимо от того, понимают люди это или нет» [1, 130-131].

Во что верят люди, отвергающие веру в Бога?

И. Ильин отвечает однозначно: «они верят во всевозможные небожественные силы и обстояния» [1, 132].

И. Ильин считает: «Большинство верит, по-видимому, в наслаждения или особливо в чувственные наслаждения, во все, что к ним ведет и с ними связано; это для них – важнейшее в жизни; …этому они служат, ради этого они жертвуют всем остальным; здесь у них критерий, по которому они отличают “хорошее” от “дурного”…» [1, 133].

Странное утверждение? Но нас окружает масса людей, именно верящих, что всевозможные удовольствия, получаемые через тело, и дают состояние удовлетворенности жизнью, счастья, полного благополучия, ощущение полноты жизни…

«Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, их любя, им служа и предаваясь, - то он сам превращается постепенно в чувственное существо, в искателя земных удовольствий, в наслаждающееся животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками. Если человек верит в деньги и власть, то душа его постепенно высохнет в голодной жадности, в холодной жажде власти…» [1, 135].

Веря в чувственно-единичные вещи, превращая их в настоящий центр своей жизни, цель своей деятельности, человек приобретает жизнь, полную внутренних противоречий.

«В наши дни есть еще один предрассудок в отношении к вере, согласно которому «знание» есть нечто достоверное, доказательное, истинное, а «вера» есть в конечном счете не более чем «суеверие» (т.е. вера всуе, напрасная и неосновательная). Доказанное и обоснованное не приемлется на веру: оно познается и знается, оно мыслится. Верить же можно лишь в то, что не обосновывается и что поэтому не основательно, в то, что не доказуется и потому не имеет за себя ничего достоверного. Поэтому здесь только и можно “верить” или “веровать”».

 Верить и веровать

И. Ильин обращает внимание на различие слов «верить» и «веровать». Верить можно и во что-то благое, положительное, и в негативное, вредоносное для человека, веровать – только в то, что несет благо. Веруют только в высшее, в низшее веровать нельзя.

«Верят – все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо. Веруют же – далеко не все… В карты, сны, в гадание, в астрологические гороскопы – верят, но в Бога и все божественное – веруют. … «Верящие» люди чаще всего не имеют единого и общего им всем духовного предмета, и потому их вера разъединяет их, не создавая ни религии, ни церкви. Но «верующие» люди имеют единый и общий им всем духовный Предмет; они вступают в творческое единение с Ним, а через это объединяются между собою; слагается религия и церковь» [1, 136].

Через веру в Бога идет преобразование внутреннего мира человека, что находит выражение во всех внешних проявлениях – деятельности, облике человека, его взаимодействии с другими людьми, и таким образом идет преобразование внешнего мира. Через веру в Бога, его Божественное проявление в мире осуществляется единение человека с миром и Богом, образуется целостное бытие человека.

«Вера указует человеку его жизненный путь; она определяет его отношение к себе, к людям, к природе и ко всему священному в жизни человека. И потому совсем не безразлично, верит ли человек в прошлое, разъединяющее, уродливое и погрязает вследствие этого в животности и злобе, или он верует в духовно-значительное, соединяющее и прекрасное и вследствие этого парит наподобие ангела в благом и мудром служении» [1, 138].

«Вера ставит каждого из нас перед высшей ценностью жизни, перед последним вопросом бытия, перед нашим существованием в целом: когда смерть вопрошает душу, то душа отвечает верою» [1, 140].

_________________

Литература

1. Ильин И. Путь духовного обновления / Ильин И. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И. Ильин. – М.: Эксмо, 2007.

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика