Грани жизни

Эффективное восприятие и понимание информации в процессе общения

Lenguaje corporal

   Все люди, вступая в контакт с другими людьми хотят в общении с ними достичь каких-то своих целей и при этом не испытывать никаких неприятных эмоций и переживаний. Однако, в реальной жизни в силу различных обстоятельств общения, целей участников общения, их способностей устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, общение часто сопровождается негативными эмоциями и чувствами, превращается в конфликтное, порождает отчужденность людей друг от друга.
   Эффективное межличностное общение возможно при условии наличия определенных умений и навыков использования приемов и техник общения.Эффективность общения понимается как достижение целей общения при наименьших затратах сил, средств и с наименьшими переживаниями негативных психо-эмоциональных состояний. Адекватное восприятие и понимание информации, передаваемой людьми друг другу в процессе общения является основой эффективного общения. Эффективность общения в психологии определяется следующими показателями:  
- целесообразное использование приемов общения, которые позволяют в имеющейся конкретной ситуации устанавливать и развивать личные контакты, положительные взаимоотношения и взаимопонимание с партнерами;
- целесообразное использование приемов общения, позволяющих в конкретной ситуации оказывать прямое психологическое воздействие на партнера по общению для достижения поставленных целей.
- использование техник общения на основе соблюдения принципов уважения личности партнера, справедливости, стремления не причинять ему вреда, проявления сочувствия и взаимопомощи.
   В соответствии с критериями эффективного общения целесообразным считается использование следующих тактик поведения:
- «активное поведение», которое включает в себя наблюдение за вербальным и невербальным поведением собеседника с целью определения его желания и готовности начать разговор;
- «пассивное слушание», которое заключается в том, что собеседнику предоставляется возможность высказаться по поводу всех интересных и значимых для него аспектов предлагаемого общения;
 - контроль обратной связи по невербальным каналам при помощи наблюдения за невербальным поведением собеседника;
- «синхронизация» поведения, которая состоит в том, что участники общения подстраивают движения, темп речи и эмоциональное состояние в соответствии друг с другом.
 
  Показателями неэффективного общения являются склонность человека использовать такие тактики общения, как принижающе-защитная и защитно-агрессивная, отсутствие знаний и навыков использования техник и приемов общения для развития конструктивных отношений с людьми, не соблюдение принципа уважения личности другого человека, его прав и достоинства.
  В процессе восприятия информации следует учитывать влияние таких характеристик участников общения, как влияние особенностей социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов и другие. 
   Следующим фактором, влияющим на адекватность восприятия информации является ее искажение в процессе устной передачи людей друг другу. Процесс передачи информации при помощи устной речи по каналу коммуникации, включающему в себя несколько человек, несет в себе риск значительного искажения информации. Это искажение затрагивает и объем информации, и ее содержание: часть изначальной информации утрачивается и заменяется информацией, источником которой является каждый участник канала передачи информации. Дополнительная информация, появившаяся в процессе передачи основной информации от одного участника общения другому, может иметь различную степень достоверности и включать в себя кроме объективных данных мнения, предположения, представления людей о том, что содержится в исходной информации. Так рождаются и распространяются слухи и сплетни. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации.
   
   230На процесс восприятия информации оказывают влияние индивидуальные психологические фильтры, которые предопределяют избирательный отбор информации в соответствии с психологическими особенностями личности и условиями конкретной ситуации. Фильтры информации действуют незаметно для личности и не осознаются без специальных усилий с ее стороны. В процессе восприятия информация под действием фильтров искажается и воспринимается в соответствии с ее значением для деятельности. В этом случае интерпретация может быть ошибочной. В психологии выделяют следующие основные фильтры  восприятия и понимания информации:
- жизненный опыт, который включает в себя совокупность всех событий, которые человек пережил в жизни;
- культура, в которой на первый план выходят социальные, моральные, правовые, религиозные и другие нормы, т.е. особенности культуры той социальной общности или группы, в которой осуществляется деятельность и общение;
- принцип уважения личности человека, его прав и достоинства, в т.ч. личности партнера по общению;
- самовосприятие, самооценка, Я-концепция личности.
Индивидуальные фильтры информации формируются под влиянием следующих факторов.
1. Индивидуальный жизненный опыт, полученный в ходе социализации, включающий в себя знания, ценностные ориентации, верования и т.д.
2. Социокультурные условия среды, в которой находится личность в конкретный момент.
   Психологические фильтры восприятия и понимания информации, как и любые другие фильтры, определяют степень избирательности информации для ее восприятия. Эта избирательность определяется потребностью личности в воспринимаемой информации, которая проявляется в различных формах: отторжении информации, ее большей или меньшей критической оценке, безусловном принятии ее как истинной и важной, восприятии как интересной, но ненужной и так далее. Тип восприятия информации определяется всем комплексом личностных и социокультурных условий в конкретном акте общения. 
 

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика