Грани жизни

Мотивационная основа волевой деятельности

    Человеку дана свобода совершать любые действия, поступки по своей воле. В то же время человек ограничен в своей свободе волеизъявления. Эта противоречивость человеческой жизни определяется его взаимосвязью и взаимозависимостью от других людей и всего, что есть в мире, в котором он живет.
    Поступки человека, совершенные им с приложением волевых усилий, всегда осознанны и всегда 2018 06 28 172627обусловлены наличием каких-либо потребностей, как осознаваемых, так и неосознаваемых. Осознанная цель деятельности, достижение которой удовлетворяет потребность  личности, является ее мотивом. Именно система потребностей личности определяет цели поведения и деятельности, выбор путей достижения цели. В этом выборе проявляется свобода человека – совершать или не совершать какой-либо поступок, те или иные действия для достижения желаемой цели, тот или иной путь для этого выбрать. Для осуществления такого выбора потребности должны быть осознаны и более – соотнесены с системой жизненных ценностей личности, моральными и другими нормами, о которых человек знает и которые признает в качестве ориентиров в своей жизнедеятельности.
    Образ жизни, который личность признает для себя эталонным, наиболее желательным для достижения комфортного для себя состояния, выбирается человеком в соответствии с имеющимися у него психологическими и мировоззренческими особенностями. Образ жизни является совокупностью форм поведения личности, обеспечивающих продолжение жизни с определенными качественными особенностями в течение определенного периода времени.
     Социально одобряемая, нацеленная на сохранение жизни человека форма поведения, как и любая другая имеет в своей основе соответствующие потребности и мотивы деятельности, ценностные ориентации и систему социальных, моральных, правовых и других норм, многообразные знания и представления, т.е. определяется всей системой мировоззрения личности. Ведущими жизненными ценностями, определяющими выбор личностью здорового образа жизни, становятся Жизнь и Здоровье, но жизнь не просто физически здорового организма, а жизнь, наполненная духовным содержанием. Здоровый образ жизни – это взаимосвязь жизни и здоровья, в которой здоровье выполняет вспомогательную функцию: «здоровье ради жизни»
     Социально одобряемый тип образа жизни (здоровый образ жизни, социальная активность, стремление к личностному росту и самореализации и т.д.) часто становится трудно реализуемым в собственной жизни типом поведения. Его реализация требует многих личностных качеств, включая развитые самосознание и волевую сферу. При отсутствии этих качеств личность выбирает относительно одобряемый, допустимый или неодобряемый обществом образ жизни.
     Потребность в здоровом образе жизни – это следствие ценностных ориентаций личности, которые определяются уровнем развития интеллектуальных и нравственных качеств, особенностями самосознания и индивидуального мировоззрения личности. Личность выбирает и реализует тот тип образа жизни, который дает ей удовлетворенность собой, отношениями с людьми, своей жизнью, общее психологическое состояние комфорта.
     Волевое поведение связано с необходимостью преодолевать как внутренние, так и внешние препятствия для достижения желаемой цели. Человек должен ограничивать свою свободу, проявлять власть над собой для того, чтобы совершать действия и поступки в соответствии с существующими в обществе нормами (социальными, моральными, правовыми, медицинскими и др.), вести достойный человека образ жизни.
   Волевая сфера личности в силу своей социокультурной обусловленности тесно связана с областью морали и нравственными качествами личности. Особенности личности могут быть причиной значительного увеличения волевых усилий для совершения тех или иных действий.
   При отсутствии необходимого потенциала личностных качеств человек выбирает формы поведения и деятельности, которые позволяют ему удовлетворять свои потребности, но при этом являются отклоняющимися от принятых и одобряемых в обществе норм. Среди этих отклоняющихся (девиантных) форм поведения присутствуют и такие, как зависимость от употребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ. Эти зависимости, как и другие формы девиантного поведения, становятся личностным выбором человека, в том числе и в соответствии с личным пониманием проблемы свободы, ответственности и необходимости применительно к своей собственной жизни, ответственности за нее, необходимости соблюдать те или иные требования в ее отношении.
     Утверждения «Надо сохранять и укреплять здоровье», «Жизнь – это главное» на личностном уровне сталкиваются с вопросами: зачем? Можно жить (и многие живут) не имея стопроцентного здоровья. В отношении жизни существует множество, особенно на уровне повседневности, представлений, среди которых, в том числе и такие, как «пусть недолго, но зато с кайфом».
   Известный специалист в области медицинской этики и социологии медицины Д.А. Изуткин отмечает, что «ощущение психофизического комфорта и субъективного благополучия... может наблюдаться и при разрушительных для здоровья формах поведения (избыточное питание, злоупотребление алкоголем, недостаточная двигательная активность и др.)» [1, с. 13]. В медико-социологических исследованиях мотивации поведения по сохранению своего здоровья подтверждается положение о том, что здоровье является инструментальной, а не терминальной ценностью в иерархии жизненных ценностей личности.
     «На протяжении последних 25 лет, в течение которых ведутся исследования социальных факторов здоровья в России, неизменно выявлялась одна особенность, свойственная всем без исключения группам респондентов независимо от места проживания, национальности, возраста, пола и образования. Эта универсальная особенность заключалась в том, что из шести мотивов заботы о здоровье (пример окружающих людей, воздействие медицинской информации, воспитание, требования родных и близких, желание быть физически сильнее, ухудшение здоровья) у всех респондентов во всех исследованиях на 1-м месте был фактор «ухудшение здоровья» [2, с. 33]. Установлено, что люди начинают заниматься своим здоровьем тогда, когда оно ухудшилось и это стало мешать или может помешать в будущем осуществлять деятельность по достижению жизненно важных для личности целей. Человек видоизменяет свое поведение в соответствии с тем, насколько изменились его ценностные, смысложизненные ориентации под влиянием тех или иных обстоятельств.
    Человек должен проявлять власть над собой, организуя свою жизнь в соответствии с действующими нормами. Эта власть, реализованная в волевых усилиях, основывается на понимании свободы, ответственности и необходимости в отношении своей жизни и здоровья.
Свобода так или иначе использовать время своей жизни, свобода сохранять или разрушать свое здоровье, свобода продолжать жизнь или прекратить ее по своей воле – личное решение этих вопросов становится мотивом деятельности человека и воплощается в его поведении и конкретных действиях.
     Согласиться или нет на предложение об употреблении чего-либо, влияющего на состояние здоровье? Пить или не пить, пробовать или не пробовать, употреблять или не употреблять? Решение принимается на основе имеющихся знаний о том объекте, который является целью, удовлетворяющей потребность человека. В данном случае – о тех наркотических и психоактивных веществах, которые становятся объектом для удовлетворения потребности в психологическом комфорте в сочетании с физическим удовольствием.
     В какой степени выбор человеком образа жизни, включающего отказ от употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, свободен? Насколько компетентен его выбор? Для принятия свободного, ответственного решения в отношении своего здоровья, человек должен быть компетентен. Прежде всего, он должен обладать полной, достоверной информацией, которая должна быть им правильно понята. Только при наличии и понимании такой информации человек может самостоятельно принимать ответственное решение в отношении своей жизни и здоровья. Кто и что является для человека источником информации о наркотиках и других психоактивных веществах, которые люди употребляют? Насколько достоверна информация, предоставляемая медицинской наукой, людьми из ближайщего социального окружения личности, прежде всего членами семьи, средствами массовой информации, в т.ч. интернет-источниками?

_______________________
Литература
1. Изуткин Д.А. Анализ подходов к понятию «здоровье» в зарубежной социологии // Социология медицины. №2 (19), 2011.
2. Журавлева И.В. Основные мотивы заботы о здоровье в студенческой среде // Социология медицины, №1 (18), 2011.

 

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика