Грани жизни

     От Клятвы Гиппократа до Клятвы врача

Гиппократ и современная медицина

    В наше время часто, говоря о работе врачей, вспоминают о существовании Клятвы Гиппократа, причем вспоминают о ней как о тех особых обязательствах, которые берет на себя врач, заканчивая свое обучение в медицинском университете и начиная свою трудовую деятельность. Клятва Гиппократа стала историческим символом высокой профессиональной морали врача. Но именно текст Клятвы Гиппократа давно не звучит на торжественных церемониях в связи с окончанием студентами медицинских вузов.
     История медицины – это история изменения не только медицинских технологий диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний, но история медицинской этики. Клятва Гиппократа неоднократно видоизменялась за многовековую историю развития медицины, но ее главные моральные принципы и нормы в основном сохранялись. Сохранялись в связи с их непреходящей ценностью не только для медицины, но и всего человечества.
В истории медицины каждой страны были свои Присяги, Обещания, Клятвы врачей… В России тоже своя история Клятвы Гиппократа.

hippokrat

 

Клятва Гиппократа

Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ними своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвоздмездно и без всякого договора;
наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.
Я направлю режим больных у их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Клятва / Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. – Мн.: Современный литератор, 1998.

In Hippocratic Sacramentum

Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.

Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.
Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.
Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.

 Клятвы врачей в истории отечественной медицины

Mudrov Matvey

 

 

В России текст Клятвы Гиппократа был переведен на русский язык великим отечественным врачом Матвеем Яковлевичем Мудровым (1776 - 1831). В адаптированном для российской действительности виде («Факультетское обещание») она стала даваться выпускниками медицинских факультетов российских университетов.Принимая «диплом доктора медицины и права врача», выпускники медицинских факультетов российских университетов подписывали «Факультетское обещание», которое «припечатывалось на обороте диплома». Его текст был принят в 1845 г. в связи с утверждением «Врачебного устава». На торжественной церемонии выпуска врачей декан факультета или ученый секретарь высшего учебного заведения зачитывали «Факультетское обещание». Принятие обещания не влекло за собой каких-либо административных или юридических последствий.

 

 

ФАКУЛЬТЕТСКОЕ ОБЕЩАНИЕ

«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права Врача и, постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю.
Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.
Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою.
Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств.
Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам – Врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия.
В важных случаях обещаю прибегать к советам Врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

 

В конце 60-х гг. XX в. был разработан текст «Присяги врача Советского Союза». В 1971 г. (26 марта) этот текст был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР. В последующие годы "Присягу врача Советского Союза" давали все выпускники медицинских институтов страны.

 

Присяга врача Советского Союза

 «Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:
все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предуп¬реждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы обще¬ства;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо отно¬ситься к больному, хранить врачебную тайну;
постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, спо¬собствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по про¬фессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих дей¬ствиях руководствоваться принципами коммунистической морали, ответственностью перед народом и Советским государством.
Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь».

 

После распада Советского Союза в 1994 г. на 4-й Конференции Ассоциации врачей России была принята «Клятва российского врача»


КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ВРАЧА

“Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.
Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.
Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мною и моим пациентом.
Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.
Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством”

В 1999 году Государственная Дума РФ приняла текст «Клятвы врача», который составил статью 60 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ)

Все лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома врача давали "Клятву врача".  В статье ФЗ РФ говорилось: "Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты.
Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации".

В 2011 году был принял новый ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (№323-ФЗ от 21 ноября 2011г), в котором текст Клятвы врача был сохранен без изменений в статье 71.

 КЛЯТВА ВРАЧА

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

 Нужна ли этика медицине?

Вокруг слышны возгласы: "Они же Клятву Гиппократа давали!...".

Расхожими стали фразы в рефератах и докладах "О Гиппократе знает каждый...", "Нет такого человека, который не слышал бы имя великого врача, отца медицины - Гиппократа...."...

Жизнь, общение с медиками и немедиками говорит о том, что и не Клятву Гиппократа наши врачи дают, и имя Гиппократа многим не знакомо...

Может ли быть профессиональная деятельность медицинского работника - врача, фельдшера, медсестры, лаборанта - без знания, признания и соблюдения в своей жизни моральных норм медицинской этики? Насколько они актуальны в сегодняшней действительности? Насколько допустимы изменения моральных норм, провозглашенных в Клятв Гиппократа древнегреческими врачами? 

Реальная практика современных врачей показывает, что это эадеко не праздные вопросы.

 

Tags: медицина, врач, медицинская этика, Гиппократ, М.Я. Мудров, Факультетское об

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика