Грани жизни

Философские проблемы в фильмах

Дмитрия Астрахана

    Есть фильмы, которые говорят и показывают такие проблемы жизни человека, человечества, и благодаря этому становятся произведениями искусства вне времени. Они входят в историю культуры и люди снова и снова смотрят и будут смотреть эти произведения. Каждый человек, каждое поколение снова и снова обращается к проблемам смысла жизни, любви, дружбы, преданности, самопожертвования, служения, предательства, жестокости, преступлений, ценности человека – проблемам существования добра и зла в мире в самых разнообразных формах.
    Фильмы Дмитрия Астрахана снимались и продолжают сниматься в сложное для нашей страны – с конца 90-х и до наших дней. В каждом из них сочетаются сразу несколько жанров – от фэнтэзи и мелодрамы до детектива и социальной трагедии с обязательными элементами комизма, некоторой буффонады, музыкой. За увлекательным сюжетом всегда присутствуют серьезные философские, этические, биоэтические, психологические проблемы жизни людей, причем не только современного общества.

Контракт со смертью

Проблема дефицита донорских органов в трансплантологии – это проблема выходящая далеко за пределы научной медицины. Ее решение начинается с определения того, кто может стать донором органов для пересадки другому человеку и тем самым спасения, продления жизни этому другому. По действующему в России законодательству пересадка органов и/или тканей от живого донора разрешена только при условии их родственных связей и заборе для трансплантации только одного из парных органов (исключение составляет печень, от которой может отделяться ее часть для трансплантации, т.к. клетки печени способны регенерировать). В связи с этим основную часть доноров органов и/или тканей для трансплантации составляют тела умерших людей.
Но при дефиците подходящих для трансплантации органов даже умерших людей, возникает криминальная по своему правовому статусу идея – увеличение количества умерших, чьи органы могут быть использованы для трансплантации. И эта идея, дикая по своей моральной сути (убить одного человека ради спасения жизни другого) и противоречащая праву каждого человека на жизнь и здоровье, обосновывается определенными «аргументами» как проявление справедливости.

Право на жизнь и ценность жизни человека в этих «аргументах» неразрывно взаимосвязаны. Все люди, ведущие асоциальный образ жизни «бесполезные» или даже вредящие другим могут использоваться в качестве доноров органов.

Таким образом, люди делятся на «достойных жить» и «недостойных жить».

По какому праву люди решают – кто должен жить, а кто не достоин?

Это гениально показано Д. Астраханом в его картине «Контракт со смертью».

Бездомные, алкоголики, проститутки, гомосексуалисты, бывшие заключенные, умственно отсталые,1 2018 08 04 214638 собранные в «реабилитационном центре» обсуждают проблему использования «недостойных» как доноров для трансплантации. Проститутка показывает на пару гомосексуалистов, бывший преступник – на умственно отсталого... и при этом они сами уже предназначены другими для того, чтобы стать донорами, но они этого не знают. Их жизнь уже оценена и решена другими. Эти другие наблюдают за обсуждением на экране монитора.
Это ситуация, в которой показаны не только биоэтические проблемы дефицита донорских органов, прав пациентов (доноров), негативной евгеники, проблемы милосердия, социальной справедливостипрофессионального долга врача, соблюдения норм и принципов профессиональной и общечеловеческой морали, но и философская проблема ценности человеческой жизни в этическом, экзистенциальном, социально-философском и других аспектах.

Право человека на жизнь в этой ситуации ограничивается социально-прагматическими критериями1 2018 08 04 220202

1 2018 08 04 221741

 

 

 

 

 

 

 

И все эти социально-прагматические аргументы в решении проблем социальной справедливости в отношении жизни людей в целом представляют собой пример криминального воплощения идей негативной евгеники. Множество типов людей выступают в качестве сторонников такого евгенического отбора доноров – «продвинутые современные» юноши и девушки, пожилая женщина со своим жизненным (не обремененным философскими размышлениями) мировоззрением, «интеллигентного» вида мужчина, считающий необходимым проводить такой доноров с использованием научных методов и при государственном контроле... И каждый (начиная с пребывающих в «реабилитационном» центре до прохожих на улице) считает, что он сам, конечно, имеет право на жизнь, а вот другие... - пусть становятся для него донорами.

При всей социально-философской и этической насыщенности фильма, он пронизан идеями духовного перерождения людей.

Антон и Аня – история любви, но в то же время история, как в изменяющихся обстоятельствах поднимаются из глубин их душ истинно человеческие чувства, проявляются сострадание, готовность жертвовать собой ради других, доброта и многие, многие другие. Эта хрупкая, с трудной судьбой девушка оказалась единственной, отказавшейся от трансплантации, которая могла спасти ей жизнь ценой жизни другого человека – живого донора.

2018 08 04 215807

Возрождение и перерождение человека в новых условиях жизни, развитие его истинно человеческих качеств, среди которых доброта, любовь и сострадание, честность, смелость, мужество, позволяют человеку жить и противостоять всяческому злу.

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика