Грани жизни

Зачем нужна философия?

человек вопрошающийЭтот вопрос часто задают люди, когда сталкиваются с рассуждениями философов, видят их книги и статьи, слышат изредка о философских съездах и конференциях, и практически всегда, когда приходится изучать философию. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, как это ни покажется кому-то странным, знать, что такое философия. Каждый имеет какое-то представление о ней, которое в основном сводится к тому, что это какие-то идеи, далекие от жизни.

А зачем нужны эти идеи? Делом надо заниматься, а не "философствовать"!

Хочется спросить: вы когда принимаете решение о том, что вам делать - ехать/не ехать, говорить/неговорить, сделать что-то так или иначе и т.д. и т.п., чем руководствуетесь?
Вы руководствуетесь во всех случаях идеями, представлениями, убеждениями, отражающими ваши знания и представления о мире, людях, себе самом, о том, что можно и нельзя делать - это и есть ваше индивидуальное мировоззрение, которое возникло не из вашего сознания, не само по себе, а представляет собой совокупность идей уже кем-то высказанных и вами усвоенных.
Рождение новой для общества, человечества идеи - это лишь отражение в сознании человека в идеальной, символической форме тех объективно существующих в мире явлений и закономерностей, которые до определенного момента недоступны человеческому сознанию и разуму.

Выбор жизни

2018 01 21 233804

Рациональное планирование

   Человек, задумываясь о своей жизни, определяет для себя, чего он хотел бы достичь, что приобрести, с кем прожить отпущенное ему для жизни в этом мире время. Чего-то удастся достичь, чего-то – нет, многое будет неожиданным, «незапланированным», вопреки его намерениям и желаниям. Люди стремятся планировать свою жизнь, хотя бы в главных вопросах, в самых общих чертах – профессия, образование, семья, дети.
Семья и дети – это, пожалуй, единственный вопрос общий для всех живущих людей, независимо от национальности, религиозной принадлежности, политических взглядов и других особенностей.

    Когда и какой будет собственная семья? Когда и сколько будет в ней детей? От решения этих вопросов зависят ответы на многие другие вопросы, связанные с семейной жизнью и рождением детей. Человек представляет себя отцом или матерью и таким образом начинает освоение этих жизненно важных социальных ролей. Первоначально такое представление себя в роли матери или отца происходит еще в раннем детстве, в процессе детских игр и наблюдения за жизнью своих родителей, но только в юношеском и раннем зрелом возрасте приходит сознательное, хотя и не всестороннее, понимание глубины и важности этих ролей для человека.
Детей хочет иметь подавляющее большинство людей, а те немногие, которые «не хотят», чаще всего имеют какие-то серьезные внутриличностные психологические проблемы, которые «блокируют» при помощи тех или иных механизмов психологической защиты актуализацию и реализацию потребности в рождении и воспитании детей. Это естественное, данное человеку от природы, желание иметь своих детей в современном обществе становится областью воздействия различных идей, формирующих так называемые репродуктивные установки личности.

    Идеи программ планирования семьи ориентируют на рациональный, прагматичный подход к рождению12688076 505906586284760 5374661811603222087 n ребенка, во многом напоминающий приобретение дорогостоящей вещи: надо вначале материально подготовиться, тщательно все продумать и выбрать (получить образование, найти работу по профессии, начать «достойно» зарабатывать, приобрести свое жилье и обустроить его и только потом обзаводиться ребенком).
Идеи наиболее распространенных религий – христианства и ислама – нацеливают на безусловное, т.е. не связанное ни с какими материальными условиями, рождение ребенка, т.к. каждый ребенок в семье – это дар Божий.

    В современном обществе циркулируют и имеют своих приверженцев идеи бездетности, безбрачия и свободных партнерских отношений, неких «однополых» семей, рождения детей при помощи вспомогательных репродуктивных технологий и другие. В этом многообразии идей человеку разобраться становится трудно в тех случаях, когда в собственном мировоззрении нет четкости и ясности по вопросам сущности человека, смысле и цели его жизни в мире, вопросах мироустройства и законах бытия. Представления о всемогуществе человеческого разума, в т.ч. возможностях собственного разума, дают человеку основания планировать события своей жизни в области семейных отношений и деторождения, и неизбежно приводят к неожиданным для него «поворотам судьбы».

Психологические аспекты планирования

   В жизни каждого человека в реальности или в представляемом событии возникает ситуация встречи с таким событием как «беременность». Женщина или девушка, замужняя или нет, оказывается перед фактом: беременна. Мужчина или юноша, женатый или нет, узнает, что его женщина беременна. Это событие всегда становится своеобразным психологическим «взрывом», в котором есть все: множество чувств и эмоций самых разных оттенков в зависимости от конкретной жизненной ситуации, актуализация и переоценка своих отношений с другими людьми и в отношении различных событий и явлений действительности, выполнение своих социальных ролей и пересмотр жизненных целей и планов.

   Наступление беременности, по сути, - это событие, с которого начинается один из психологических кризисов в жизни человека, связанный с жизненно значимыми вопросами деторождения. Осознание себя как «я – отец», «я – мать» становится более или менее радостным, восторженным и в некоторой степени тревожным в случае готовности человека к этому, т.е. при наличии положительной социально-психологической установки на рождение детей (положительная репродуктивная установка). В случае планирования детей и наступления беременности в «неподходящий момент» («незапланированная» беременность) это событие становится психологической травмой для человека и жизненный психологический кризис, связанный с этим, протекает тяжело, со множеством негативных чувств и переживаний, разрушением отношений и долгосрочными негативными последствиями для личности.

   «Запланированная» и «незапланированная» беременность, «желанные» и «нежеланные» дети... Психологи, педагоги, врачи говорят и демонстрируют данные о различных отклонениях в развитии «нежеланных» детей, об их «недолюбленности» и проч., и проч. И пропагандируют необходимость тщательного планирования «желанных» детей и использования методов контрацепции для предотвращения «нежеланной» беременности.
Насколько вообще целесообразно планирование?
   Плюрализм идей позволяет человеку иметь любую позицию по любому вопросу, в т.ч. и по вопросам его репродуктивного поведения и даже в случае поведения, включающего неоднократное искусственное прерывание нормально развивающейся беременности. Такое поведение неизбежно при планировании ребенка как пункта в перечне необходимых и желательных дел, приобретений, социальных достижений.
В случае, если ребенок рассматривается как безусловная, т.е. ни с чем не сопоставимая и ни с какими материальными факторами не связанная ценность, то его планирование теряет смысл. Какое имеет значение в какой момент жизни ты получишь этот Дар?

b4021d9931b2b23538355a6c82854d70

                                    Планировать ребенка – это то же самое, что планировать саму Жизнь.

   Человек может строить лишь приблизительные планы в соответствии со своими желаниями и различными «надо» как формами требований жизни. В реальности человек может планировать что угодно, но что в действительности произойдет – не знает никто (кроме Бога). «Незапланированные» беременности все равно появлялись, появляются и будут появляться, «нежеланные» дети рождались, рождаются и будут рождаться до тех пор, пока человек будет считать себя способным планировать ход процессов, управляющих самой Жизнью и игнорировать главный смысл каждого зачатия – это зарождение еще одной человеческой Жизни.

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика