Грани жизни

 

Жизнь человека — основополагающая моральная ценность медицинской деятельности

Резюме. Проблема ценности жизни человека является основополагающей моральной проблемой традиционной медицинской этики и современной биоэтики. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе реформирования и модернизации здравоохранения, затрагивающих различные аспекты охраны здоровья граждан РФ, оказания им медицинской помощи и услуг. Качество медицинской помощи и ее востребованность пациентами в значительной степени зависят от того, как каждый медицинский работник, пациент, его родственники и другие люди, участвующие в оказании медицинской помощи и услуг, оценивают жизнь человека. В статье рассматриваются этико-аксиологические проблемы ценности жизни человека, имеющие большое значение для практической деятельности медицинских работников.
Ключевые слова: жизнь человека, ценность жизни, смысл жизни, качество жизни.

Summary. The problem of value of human life is a fundamental moral issue of traditional medical ethics and of modern bioethics..Of particular relevance of this problem acquires at the present stage of reform and modernization of the health, affecting various aspects of health protection of the citizens of the Russian Federation, providing them with medical care and services. The quality of medical aid and its demand for patients to a large extent depends on how every medical worker, the patient, his relatives and other people involved in the provision of medical care and services, assess a person’s life. The article considers the ethical-axiological questions of the problem of the value of human life, which are important for practical activities of medical workers.
Key words: the life of a man, the value of life, the meaning of life, quality of life.

Моральные ценности в контексте современных тенденций реформирования отечественного здравоохранения 

 b1dOJaW9cDY  Обсуждение нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» неизбежно влечет за собой осмысление базовых моральных ценностей, определяющих сущность медицинской деятельности и основных тенденций развития здравоохранения. Моральные ценности составляют ценностное ядро медицины, которое позволяет ей сохранять в самых разных культурно-исторических условиях свою сущность. Они составляют целостную систему ценностей, различающихся по значимости и уровню функционирования.
   Медицинская деятельность возникла в истории человечества как деятельность, нацеленная на сохранение жизни и здоровья человека и основанная на признании жизни человека моральной и социальной ценностью. Она изначально ориентирована на сохранение жизни человека как высшее проявление добра, блага и милосердия. Но в условиях современной медицинской культуры отношение к вопросу сохранения жизни человека видоизменяется, ориентиры добра и зла становятся относительными. Внедрение новейших биомедицинских технологий ставит все новые этические вопросы, связанные с ценностью человеческой жизни для общества и самого человека. Особенно ярко проблема ценности человеческой жизни проявляется в процессе использования репродуктивных технологий, медицинских методов и средств, увеличивающих продолжительность жизни и улучшающих ее качество. Ситуации морального выбора в медицине возникают все чаще и становятся все сложнее, что делает проблему определения моральных ценностей и норм все более актуальной.
   В международных и отечественных документах зафиксировано признание ценности человеческой жизни как основополагающей моральной ценности профессиональной деятельности медицинских работников. В Женевской декларации (ВМА, 1968), ставшей наравне с «Клятвой Гиппократа» основанием для профессиональных этических кодексов медицинских и фармацевтических работников, сказано: «В эту минуту, когда я становлюсь полноправным представителем медицинской профессии, я буду... сохранять исключительное уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия». В Международном Кодексе медицинской этики (ВМА, 1983) провозглашается: «Врач должен постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни». В Кодексе врачебной этики РФ (РМА, 1997) утверждается: «Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) — сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях». В Этическом Кодексе российского врача (АВР, 1994) главной целью профессиональной деятельности врача признано «сохранение жизни человека и улучшение ее качества путем оказания ургентной, плановой и превентивной медицинской помощи». В действующей Конституции РФ статья 20 гласит: «Каждый имеет право на жизнь». Таким образом, в российском обществе на уровне общественной морали признана ценность жизни человека, а для представителей медицинского сообщества признано профессиональным долгом ее сохранение.
    Моральные ценности и нормы, как и все остальные нормы, существующие в обществе, действуют при условии их усвоения и признания в качестве регуляторов деятельности человека самим человеком. Каждый врач, каждый медицинский работник, постоянно сталкиваясь в своей профессиональной деятельности с ситуациями, в которых жизнь человека оказывается под угрозой, вольно или невольно обращается к вопросу о ценности жизни человека в соотнесении с ее хрупкостью, неопределенностью во времени и изменчивостью в отношении качества здоровья. Условия оказания медицинской помощи, возможности медицинской науки и конкретного врача в условиях конкретного медицинского учреждения часто заставляют задуматься о подлинной ценности человеческой жизни для самого пациента, его близких, медицинских работников, общества в целом.

"Жизнь человека бесценна"? 

   Фраза «жизнь человека бесценна» стала в настоящее время этической нормой, не подвергающейся сомнению, и в то же время парадоксальным образом все чаще рассматриваемой как абстракция, далекая от реальной жизни. А имеет ли жизнь человека ценность? Или жизнь человека — это феномен, который существует вне каких-либо оценок? Правомерно ли рассматривать ценность жизни человека?
   Мир человека — это мир ценностей. Определение ценности объектов окружающего мира выявляет их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Каждая вещь или явление имеет для человека свою ценность. Ценности — это то, что дорого для человека, то, что имеет для него значение; это значимые для человека материальные или идеальные объекты. «Ценностное отношение к миру изначально присуще человеческой природе. Во все времена и эпохи человек наделяет смыслом природные и общественные явления и процессы. И он делает это тем интенсивнее, чем важнее становятся эти явления или процессы для него самого, чем больше они затрагивают человека» [3, 7].
   В современной аксиологии — философской науке о ценностях как смыслообразующих основаниях человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей его жизни, — понятие «ценность» имеет определенное значение. Ценность — это специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное в явлениях общественной жизни и природы) [4]. Человек сам «придает» ценность тем или иным объектам и явлениям окружающего мира. Ценностью для человека становится то, что удовлетворяет ту или иную потребность человека, и ценность жизни зависит от того, в какой степени имеющаяся и потенциально возможная жизнь соответствует потребностям человека.
Одной из главных отличительных особенностей ценности является то, что она формируется на основе оценочного суждения, т. е. сравнения предмета или явления с нормой-эталоном. Нормаэталон жизни человека задается социумом и корректируется самим человеком в соответствии с его индивидуальным социокультурным опытом, психологическими характеристиками личности, особенностями индивидуального мировоззрения.
   Жизнь человека в силу своей многоплановости оценивается им самим, другими людьми, обществом по различным параметрам, отражающим в обобщенном виде ее биологическую, социальную, экономическую, духовную, психологическую ценность. Ценность жизни, рассматриваемая в этих аспектах, отражается в обобщенной интегральной оценке жизни человека в определенных социокультурных условиях в определенный момент его жизни, причем социокультурный эталон достойной, представляющей ценность для общества жизни может не совпадать с индивидуальным эталоном жизни, имеющей ценность.
   Во всех своих аспектах жизнь оценивается в соответствии с такими основными критериями, как полезность (для себя, для общества, для лично значимых людей), удовольствие от того, что есть в жизни, степень духовности и нравственности, качество жизни как степень полноты удовлетворения потребностей человека. На уровне личности это проявляется в решении вопросов о собственной важности, нужности для других людей, о смысле собственной жизни, о том, что человек имеет в ней, и многих других. На уровне социума жизнь отдельного человека рассматривается не только в этико-аксиологическом аспекте, но и как члена общества, который обладает той или иной степенью трудоспособности, возможности воспроизводить потомство, опасности для здоровья окружающих и т. д. Рассмотрение ценности жизни человека как члена общества актуализирует проблемы свободы и ответственности самого человека и общества за сохранение его жизни и ее качество, социальной справедливости в области оказания медико-социальной помощи и др.

Абсолютная и относительная ценность жизни человека 

    Жизнь является абсолютной терминальной ценностью и выступает в качестве системоообразующего морального основания всей аксиосферы медицинской культуры. Благом и проявлением милосердия становится то, что сохраняет жизнь при признании ее абсолютной моральной ценности. Все остальные моральные ценности являются производными от понимания ценности жизни, поскольку они отражают явления, существующие только в процессе жизни. Доброта, милосердие, сострадание, справедливость, ответственность, долг, честь, совесть, достоинство и другие выступают в качестве инструментальных, обеспечивающих деятельность медицинских работников в обществе в соответствии с ее изначальным предназначением — сохранять жизнь человека. Абсолютная ценность жизни не зависит от ее качественных характеристик — любая жизнь признается благом. Ценность жизни, зависящая от каких-либо физических, психологических, социальных, духовно-нравственных параметров, является относительной и становится явлением, на которое распространяется власть человека.
    В то же время сегодня благом признается такая жизнь, которая дает человеку возможность проявить себя во всей полноте своих возможностей — духовных, социальных, физических.Ценность жизни, именно с таким смысловым содержанием принятая как абсолютная, приводит к выводу о том, что любая другая в качественном отношении жизнь не является ценностью. Соответственно различные ценностные основания медицинской деятельности влекут за собой и различные практические действия — применение или отказ от применения тех или иных медицинских технологий, совершение тех или иных действий в отношении человека и изменяющих его состояние здоровья, лишающих жизни или создающих ее.
   Моральная ценность «жизнь» абсолютна до тех пор, пока признается, что она есть благо для человека. Как только возникает сомнение на основе анализа, например, качественных характеристик жизни, она тут же переходит в разряд относительных и делает неразрешимыми проблемы, возникающие в многообразных ситуациях медицинской науки и практики, в основе которых лежит решение вопроса — сохранять жизнь или дать ей остановиться. Если ценность человеческой жизни ставится в зависимость от дарований и способностей ее обладателя, от его полезности для общества, возможности его творческой, профессиональной и прочей самореализации, то это приводит к ряду негативных последствий и новым вопросам. Какова в таком случае ценность жизни ребенка, инвалида, старика, тяжело больного человека?
    С точки зрения науки жизни после смерти физического тела человека не существует, и это придает ей особую ценность. Но человек не только ценит жизнь, любит ее и стремится сохранить, но и способен разрушать, уничтожать жизнь. Ценность жизни одного человека определяется другим(и) иногда настолько низко, что уничтожение ее становится не только возможным, но и желаемым и обосновывается как необходимость. Например, показатели неонатальной диагностики, свидетельствующие о серьезных нарушениях в развитии плода, являются основанием для рекомендации искусственного прерывания беременности.
    Определение ценности в процессе соотнесения со значимыми для человека и общества вещами переводит проблему определения ценности человеческой жизни в проблему выбора значимых критериев для ее определения. «Относительная положительная ценность есть ценность, имеющая характер добра лишь в каком-нибудь отношении или для каких-нибудь определенных субъектов; в каком-либо другом отношении или для каких-либо других субъектов такая ценность сама по себе есть зло, или, по крайней мере, необходимо связана со злом» [1, 288]. В связи с популярностью идей концепции качества жизни моральная ценность жизни человека в ряде случаев начинает рассматриваться как относительная, а не абсолютная.
    Объективная ценность жизни определяется тем, что жизнь как форма биологического существования человека необходима для всех остальных форм его жизни (психической, духовной, социальной). Человек рождается вне своей воли и в этом также проявляется объективность ценности феномена его жизни. Субъективность начинает проявляться в желании и действиях по ее сохранению, в управлении ее качественными характеристиками и длительностью.
    Потребности людей изменчивы, поэтому ценность может иметь различное значение для разных индивидов, обществ и даже одного и того же индивида в разное время. Применительно к медицинской деятельности изменчивость ценностей проявляется на уровне индивида прежде всего в динамичности ценности собственной жизни и здоровья. Манипулирование потребностями людей посредством идеологии рыночного общества, внедрение идей концепции качества жизни с доминированием ориентации на материальнодеятельностном аспекте приводят к снижению субъективной ценности жизни человека, поскольку оценка значимости жизни производится в соответствии со степенью удовлетворения этих потребностей.
     Биологическое существование теряет свою ценность при различных деформациях духовной и социальной сфер жизни человека. Многие явления в социальной, психологической, духовной сферах жизнедеятельности человека, традиционно относимых к стрессогенным, психотравмирующим факторам (потеря работы, близкого человека, тяжелая болезнь, потеря смысла жизни и др.) приводят к утрате ценности и биологической жизни. Исследования причин таких социально значимых явлений, как алкоголизм, наркомания, ряда психических зависимостей, суицидального поведения и др., подтверждают эти теоретические выводы. Ценность собственной жизни ставится под сомнение, а затем утрачивается при неблагополучии в остальных сферах жизни человека.
     Ценность жизни в экстремальных ситуациях индивидуального бытия трансформируется в соответствии с тем, каким смысловым содержанием наполняется это понятие — жизнь как самоценность или жизнь определенного качества. Наиболее явно это проявляется в экстремальных, кризисных для человека ситуациях, когда возникает вопрос: а зачем теперь жить? Это ситуации, когда жизнь как в биологическом, так и в психологическом или социальном отношении оказывается под угрозой (диагноз об угрожающем жизни неизлечимом, инвалидизирующем заболевании). Возникает угроза утраты жизни в том ее качественном состоянии, которое человек считает необходимым и желательным для себя. Если ценность жизни связывается с ее качеством, то она закономерно теряет свою ценность при утрате тех или иных качественных параметров. Это в свою очередь влечет намерения и действия по изменению состояния жизни, которые могут носить как конструктивный характер (лечение, реабилитация и т. д.), так и деструктивный (суицид, эвтаназия, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.). «Единственность, уникальность, присущие каждому человеку, определяют и смысл каждой отдельной жизни. Неповторим он сам, неповторимо то, что именно он может и должен сделать — в своем труде, в творчестве, в любви. Осознание такой незаменимости формирует чувство ответственности за собственную жизнь, за то, чтобы прожить ее всю, до конца, высветить во всей полноте. Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое как» [5, 110–111].
    Ценность собственной жизни определяется в соответствии с наличием у нее смысла. Смысл жизни, понимаемый как удовлетворение материальных, социальных или психологических, даже самых изысканных, потребностей не дает жизни ценности, позволяющей выжить в экстремальных условиях, преодолеть синдром посттравматических стрессовых расстройств, сохранить достойный человека образ жизни в сложных жизненных обстоятельствах.
    Болезнь изменяет систему ценностей и смыслов жизни человека, придавая большую значимость одним и снижая другие. Перед лицом болезни, особенно угрожающей жизни и резко приближающей момент ее окончания, материальные и социальные ценности теряют или значительно утрачивают свое значение для человека, а психологические и духовные выходят на первый план. Даже в ситуациях, требующих вложения значительных личных материальных средств для эффективного лечения, человек изменяет свое отношение к ним, понимая, что они всего лишь необходимые средства для достижения значительно более ценного — сохранения жизни.

 

 Жить или не жить? Лечиться или не лечиться?

    Проблема отказа от лечения является наиболее актуальной в случаях тяжелых, угрожающих жизни заболеваний, лечение которых может не излечивать заболевание, а только продлевать жизнь человека. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержится статья 19 (п. 8), отражающая право каждого гражданина отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения и соответствующая содержанию статьи 33 действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Отказ от медицинской помощи или требование ее прекращения означает сознательный отказ пациента от возможности продлить свою жизнь. По сути, это выбор добровольной пассивной эвтаназии. В действовавшем законодательстве (ст. 45), так же как и в новом законе (ст. 45), запрещается только активная добровольная форма эвтаназии.
    В статье 20 (п. 4) также отмечается, что гражданину (или его законному представителю) должны быть разъяснены возможные последствия отказа от медицинской помощи или ее продолжения в доступной для него форме. Это налагает особую моральную ответственность на медицинских работников, прежде всего врачей, за предоставляемую пациентам и их законным представителям информации, от которой может зависеть решение пациентом вопроса «Лечиться или не лечиться?», а значит — жить ему или не жить. Формальный, основанный только на должностных инструкциях подход к пациенту в таких ситуациях может стоить человеку жизни. Никто и ничто не может заставить человека жить, предпринимать какие-либо действия для сохранения собственной жизни, но государство, окружающие люди, в том числе и медицинские работники, в состоянии сделать так, чтобы человек захотел жить, почувствовал свою важность и нужность окружающим.
    «Жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач,
которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа. Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима» [5, 107].

 _______________________

Литература

1. Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Н. А. Лосский. Бог
    и мировое зло / Сост. А. Поляков, П. Алексеев, А. Яковлев. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб;                     Республика, 1999.
2. Проект федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».     URL: http://zakonoproekt2011. minzdravsoc.ru/105/Zakon_19_04_2011.doc.
3. Фесенкова Л. В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. — М., 2003. 
4. Философский словарь. URL: // http:// www.edudic.ru/fil/162.
5. Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. — М.: Смысл, 2004.

Статья опубликована: ГлавВрач, № 1, 2012, с. 52 – 56.

 

 

artsasha      Ростов-на-Дону

Яндекс.Метрика